Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации муниципальной программы
На основании анализа экологической обстановки в районе в сфере обращения с отходами производства и потребления, в сфере организации и проведения работ по озеленению, благоустройству населенных пунктов района, в сфере экологического воспитания, образования детей, в области создания системы особо охраняемых природных территорий выявлен ряд проблем.
1. В районе имеются объекты накопленного экологического ущерба в результате ненормативной производственной деятельности предприятий, которые в настоящее время ликвидированы процедурой банкротства. Так, самовольным занятием земель 2-х населенных пунктов в 1995 г. Петровским спирткомбинатом был создан объект для размещения отходов спиртопроизводства (барды) - бардяные пруды. Изъятые земли до этого использовались населением для выращивания картофеля. В настоящее время бардопруды являются постоянной угрозой (особенно в паводок) загрязнения р. Нерль, которая для Владимирской области имеет значение источника водоснабжения населения. Этот объект является источником зловоний для близлежащих населенных пунктов (п. Петровский, д. Морозово, с. Петрово-Городище, с. Липовая Роща, д. Путятино) от разложения органики, размещенной в этих прудах. По этой причине в данных населенных пунктах редко приезжают для жительства даже дачники, хотя р. Нерль, близлежащий лес, спортивный комплекс с. Липовая Роща, относительная близость г. Суздаль могут быть привлекательными факторами для развития туризма, экономики, связанной с организацией отдыха людей. Ликвидация данного гидротехнического сооружения улучшит экологическую обстановку и вернет утраченные плодородные земли.
В случае аварии на бардяных прудах будет нанесен ущерб от сброса опасных веществ в окружающую среду (поверхностным водам, почве, земле, недрам, атмосферному воздуху, грунтовым водам, живым организмам). По расчетам, выполненным ООО "ГИПРОВОДХОЗ", сумма ущерба может составить до 8567 млн. руб.
Объектом накопленного экологического ущерба также являются чеки-отстойники, пруды-накопители бывшего ОАО "Совхоз "Петровский" (навозонакопители), расположенные в 800 м северо-западнее - д. Путятино Петровского городского поселения. В прошлом здесь размещались производственные отходы ОАО "Совхоз "Петровский" и ОАО "Спиртзавод "Петровский" на договорных основаниях, поэтому накопленные отходы в данном объекте представляют собой навозо-бардяную смесь. 4 чека-отстойника вмещают по 25 тыс. куб.м. отходов, 2 пруда-накопителя - по 200 тыс. куб.м. С 2008 г. данный объект не имеет собственника, с момента банкротства обоих предприятий. Администрацией Петровского городского поселения ведется процедура признания имущества бесхозяйным, далее будет определение балансодержателя ГТС и решение вопроса по мерам безопасности: либо разработка проекта консервации объекта с переоборудованием его в объект производства торфяно-навозного компоста, либо проекта ликвидации.
Районным органом муниципального контроля ведется контроль состояния данного ОНЭУ. Администрацией муниципального района по рекомендациям Комитета Ивановской области по природопользованию разработан план мероприятий по обеспечению экологической безопасности территорий с накопленным экологическим ущербом Гаврилово-Посадского муниципального района (срок реализации 2014-2020). В соответствии с ним необходимо осуществить корректировку документов территориального планирования Гаврилово-Посадского муниципального района в части внесения информации по прудам - навозонакопителям у д. Путятино (сведения о бардопрудах имеются).
Ежегодно население района образует ориентировочно 15 000 куб. м отходов. Инфраструктура по переработке, использованию отходов (утилизации) не развита. Отходы поступают на санкционированные и несанкционированные объекты размещения отходов: на полигон ТБО п. Петровский, на несанкционированные свалки, навалы отходов в населенных пунктах района, несанкционированно сжигаются в кострах населением, подвергая опасности здоровье окружающих. Городская свалка закрыта с 2013 года, т.к. не соответствует экологическим и санитарным требованиям по захоронению отходов. Ее использование трудно контролировать, нет необходимых для этого ресурсов. Экологический мониторинг состояния окружающей среды в районе свалки не ведется. Решением Гаврилово-Посадского районного суда от 15.10.2012 наложены обязательства по прекращению размещения отходов на данной свалке и разработке проекта ее рекультивации. Таким образом, вопрос рекультивации городской свалки и определения безопасного с точки зрения охраны окружающей среды нового объекта для размещения отходов в районе стоит очень остро.
Полигон ТБО п. Петровский не может выполнять роль районного полигона. Данный объект строился только для обслуживания п. Петровский, с. Петрово-Городище, с. Липовая Роща. Он выдержит районные отходы только на очень короткое время. Закрытие городской свалки, отсутствие альтернативного объекта для размещения отходов приведет к росту стихийных свалок, что представляет собой экологическую угрозу и приведет к значительному экономическому ущербу, т.к. ликвидация свалок, многочисленных навалов мусора потребует значительных бюджетных ассигнований.
Выделение средств на проектирование нового объекта размещения отходов районного уровня и рекультивации городской свалки (строительство данных объектов) планировалось к рассмотрению рабочей группы Правительства Ивановской области по подготовке вопросов, связанных с областным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период.
Областное финансирование проектирования и строительства полигона для размещения отходов Гаврилово-Посадского муниципального района (рекультивация бывшего объекта размещения отходов (городской свалки) обязательна в составе проекта нового объекта размещения отходов) не было получено.
Но для выполнения решения Гаврилово-Посадского районного суда в Программе необходимо планировать весь комплекс мер по рекультивации городской свалки.
Строительство районного полигона ТБО нереально вплоть до 2021 г.
Остро стоит вопрос утилизации ртутьсодержащих отходов, относящихся к 1-ому классу опасности (чрезвычайно опасным), от населения района. Ртуть - чрезвычайно опасное химическое вещество, токсична для всех форм жизни в любом своем состоянии, отличается широким спектром и большим разнообразием проявлений токсического действия в зависимости от свойств веществ, в виде которых она поступает в организмы (пары металлической ртути, неорганические или органические соединения), путей поступления, дозы и времени воздействия.
Основные пути воздействия ртути на человека связаны с воздухом (дыхание), пищевыми продуктами, питьевой водой, через кожу, при нахождении в загрязненной ртутью атмосфере и купании в загрязненной воде.
Ртуть в любом своем состоянии обладает кумулятивными свойствами (накапливается в организме в течение всей жизни) и наряду с общетоксическим действием (отравлением всего организма) оказывает гонадотоксический (воздействие вещества на половые железы приводящее к бесплодию и импотенции), эмбриотоксический (действие вещества на организм плода при внутриутробном развитии, вызывающее гибель плода или врожденные заболевания новорожденных), тератогенный (действие вещества на организм человека в стадии внутриутробного развития, приводящее к ненаследуемому уродству), мутагенный (действие вещества на организм человека в стадии внутриутробного развития, вызывающее наследуемые мутационные изменения в организме), иммунодепрессивный (действие вещества, приводящее к снижению иммунитета, развитию вторичного иммунодефицита) и канцерогенный (вызывающий заболевания раком) эффекты.
При механическом разрушении одной ртутной лампы, содержащей 20 мг. паров ртути, непригодным для дыхания становится 5000 м3 воздуха. В энергосберегающей лампе количество ртути - от 2 до 5 мг. В одном ртутном термометре - 80 мг.
Если принять количество населения 15 тыс. человек и, что ежегодно образуются отходы в виде 15 тыс. шт отработанных ртутных ламп и 15 тыс. энергосберегающих ламп, то ежегодное поступление ртути в окружающую среду, при отсутствии организованного сбора от населения данного вида отходов , составит 0,33 кг ртути.
Предельно допустимые уровни загрязненности металлической ртутью и ее парами:
ПДК в населенных пунктах (среднесуточная) - 0,0003 мг/м3.
ПДК в жилых помещениях (среднесуточная) - 0,0003 мг/м3.
ПДК в почве - 2,1 мг/кг.
ПДК сточных вод (для неорг. соед. в пересчете на ртуть (II) - 0,005 мг/мл
ПДК водных объектов хозяйственно-питьевого и культурного водопользования, в воде водоемов - 0,0005 мг/л
ПДК рыбохозяйственных водоемов - 0,00001 мг/л.
Отработанные ртутьсодержащие лампы, в основном энергосберегающие, другие ртутные изделия население бросает в контейнеры ТБО, в несанкционированные места, что представляет собой чрезвычайную экологическую угрозу - обширные загрязнения ртутью воздуха, почвы, грунтовых, поверхностных вод.
Решением данной проблемы является сотрудничество с ООО "ЭкоМир" по организации и обслуживанию 6-ти постоянных пунктов бесплатного приема (по одному в каждом поселении) ртутных ламп у населения при условии перехода бюджетных организаций на абонентское обслуживание по утилизации ртутьсодержащих отходов. Запланированные средства по программе на решение вопроса утилизации ртутных отходов от населения - это абонентская плата за бюджетные организации (23 организации: 10 школ, 8 детских садов, музыкальная школа, районное централизованное клубное объединение, Центр русского народного творчества, Спортивно-оздоровительный центр, МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Гаврилово-Посадского муниципального района"). В 2017 г. - 21 организация (нет Бережецкой школы и районное централизованное клубное объединение стало финансироваться из бюджета Гаврилово-Посадского городского поселения).
Абонентское обслуживание 23-х бюджетных организаций (в 2017 г. - 21 организация) и 6-ти пунктов приема ртутьсодержащих отходов от населения компанией "ЭкоМир" включает в себя:
- предоставление отчетной и договорной документации;
- предоставление (на время действия договора) специальных контейнеров для сбора, накопления, временного хранения и транспортировки отработанных ртутных ламп;
- вывоз, перегрузка и утилизация ртутных отходов;
- предоставление демеркуризационного комплекта на случай боя ламп, других чрезвычайных событий из-за неосторожного обращения с ртутьсодержащими изделиями;
- предоставление наглядного материала по вопросам обращения с ртутьсодержащими отходами.
Самостоятельно организации не смогут выполнить все требования природоохранного и санитарного законодательства, в таком объеме, в отношении обращения с ртутьсодержащими отходами.
2. В районе нет профессиональных озеленителей, специальных бригад по уходу за зелеными насаждениями, созданию клумб и цветников, выращиванию рассады цветочных растений, нет проектов зеленого обустройства населенных пунктов, но есть необходимость в озеленении и благоустройстве населенных пунктов. Организация на эти работы жителей района через конкурсы - одно из решений этой проблемы. Это следующие ежегодные конкурсы: конкурс школ района "Проекты озеленения с элементами благоустройства населенных пунктов, их реализация" - конкурс ПОз (учрежден с 2002 г., последняя разработка положения о конкурсе - постановление администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 01.03.2011 N 90-п). Через Конкурс происходит инициация общественной активности жителей района в озеленении, благоустройстве, идет вовлечение широкого круга людей (всего школьного коллектива, жителей населенного пункта, базовых предприятий, сотрудников администраций поселений, других должностных лиц, спонсоров и т.п.) в социально значимую деятельность экологической направленности.
В процессе разработки и реализации ПОз происходит социализация детей, гражданско-правовое образование. Ребята приобретают практический опыт по посадкам деревьев, кустарников, цветочной рассады, по обрезке кустарников, перекопке, посеву трав, обустройству клумб, дорожек и т. п. Дети ощущают свой вклад в дело украшения места, где они живут, признательность со стороны земляков и являются примером людей с активной жизненной позицией, обладающих экологической сознательностью.
Улучшение внешнего облика населенных пунктов, экологическое, эстетическое воспитание населения, формирование общественной активности, разумной и полезной организации досуга жителей района достигается также в ходе другого конкурса - конкурса клумб "Гаврилово-Посадский район в цвету" (далее - КК). КК с 2005 по 2010 годы проходил в рамках Национального конкурса "Россия в цвету". С 2011 года проходит самостоятельно (постановление администрации муниципального района N 81-п от 25.02.2011).
Таким образом, в отсутствии необходимых ресурсов и средств решаются вопросы озеленения, благоустройства, трудовой занятости и социализации молодежи; создаются предпосылки для реализации природоохранного законодательства на территории района и продвижения к реализации мер по оздоровлению экологической обстановки. Ежегодно создаются, в среднем, 10 объектов озеленения, 60 цветников.
Эти мероприятия можно отнести к мероприятия по экологическому воспитанию. Предоставление возможности для совершения целенаправленных природоохранных поступков, действий - это и есть экологическое воспитание.
Только при условии развития экологического мышления и усвоения навыков экологически целесообразного поведения возможна революция в сознании и изменение поведения человека по отношению к природе. Этому посвящен конкурс для детей - ежегодный районный конкурс детского рисунка "Экология глазами детей" (далее - ЭгД) - постановление администрации Гаврилово - Посадского муниципального района от 06.05.2013 N 201-п. Ежегодно в конкурсе участвуют, в среднем, 80 детей. Кроме того, в районе имеются детские художественные студии хорошего уровня на базе Центра русского народного творчества и Детской музыкальной школы. ЭгД - возможность для студийцев выставлять свои работы, а также школам и детским садам демонстрировать успехи детей по обучению изобразительному искусству.
3. Экологические проблемы надо решать системным подходом - не только снятием острых вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, но и формированием системы особо охраняемых природных территорий (далее - СООПТ). Для этого надо выявлять все экологически ценные природные объекты, разработать для них режим природопользования и обеспечивать охрану этих территорий. Природные объекты, как структурные элементы СООПТ были выявлены с обозначением статуса "особо охраняемой природной территории местного значения" муниципальными нормативно правовыми актами 1978 - 2001 годов. Но это произошло только на бумаге из-за того, что границы объектов не были установлены. Поэтому так важно выполнить межевание земельных участков природных объектов, на основании чего провести паспортизацию.
4. На территории района есть природный объект - Дубки рекреационного значения. Здесь возможно создание экологически благоприятного места отдыха населения и одновременно обеспечить сохранение экологически ценного природного объекта.
Для чего планируется выполнить следующее:
- межевание земельного участка природного объекта - Дубки (Урочище Дубки);
- разработка проекта "Место отдыха для населения на территории Урочища Дубки".
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации программы
N |
Наименование показателя |
ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
Вероятный вред при аварии на бардяных прудах (в какой-либо год) |
млн. руб. |
8567 |
8567 |
8567 |
8567 |
2 |
Процент размещенных отходов на объектах их захоронения по отношению к проектной вместимости. |
% |
78 |
80 |
82 |
89 |
3 |
Накопление ртути в окружающей среде от несанкционированного сброса ртутных изделий населением района (без учета накоплений до 2009 г., при условии 2 лампы в год отходов от 15000 чел.) |
кг |
0,33 |
0,66 |
0,99 |
1,32 |
4 |
Создание объектов озеленения, цветников |
шт./шт. |
8/67 |
5/64 |
4/75 |
10/111 |
5 |
Наличие особо охраняемых природных территорий местного значения, наличие ценных природных объектов |
шт./шт. |
0/18 |
0/18 |
0/18 |
0/18 |
6 |
Наличие обустроенных мест отдыха населения |
шт. |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Накопление навозо-бардяных отходов в чеках-отстойниках, прудах-накопителях бывшего ОАО "Совхоз "Петровский" |
тыс. куб. м |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, необходимость разработки муниципальной программы на 2014 - 2020 годы обусловлена:
- наличием острых экологических проблем по обеспечению экологической безопасности, конкретно - в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- необходимостью осуществления работ по озеленению, благоустройству населенных пунктов района при условии ограниченных финансовых средств, отсутствия профессионалов из смежных областей (например, профессиональных озеленителей);
- необходимостью осуществления мероприятий по экологическому воспитанию населения района;
- необходимостью обеспечения статуса ООПТ ценным природным объектам района с обустройством места отдыха населения на территории рекреационного природного объекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.