Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 16 октября 2006 г. N А29-1199/2006А
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 08.12.2005 N 569 об уплате пеней в сумме 13 019 503 рублей 50 копеек.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2006 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: статьи 45, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672). Предоставляя Обществу право на реструктуризацию, налоговый орган не изменяет сроки уплаты налога, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. В данном случае производится реструктуризация долга, то есть налогоплательщику предоставляется право самостоятельно погасить имеющуюся задолженность по налогу без применения мер принудительного взыскания со стороны налогового органа в отношении этой задолженности. Поскольку срок уплаты налога, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации не изменен, а обязанность по уплате налогов Обществом не исполнена, налоговый орган правомерно исчислил пеню до дня вступления в силу решения о реструктуризации. Сумма пеней, указанная в требовании, находится за пределами данного решения, является текущей задолженностью, поэтому ее взыскание производится в общеустановленном порядке. Признание судом требования налогового органа недействительным влечет за собой невозможность дальнейшего принудительного взыскания данных пеней.
ОАО возразило против доводов заявителя в отзыве на кассационную жалобу, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представители налогового органа и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 до 16.10.2006.
Правильность применения вынесенных Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" в отношении ОАО, в том числе по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 реструктуризации подлежала задолженность угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года, Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму реструктуризированной задолженности по страховым взносам Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 05.07.2005 по 27.11.2005 были начислены пени в сумме 13 019 503 рублей 50 копеек.
Инспекцией в адрес ОАО было направлено требование от 08.12.2005 N 569 об уплате данной суммы пеней.
Посчитав данное требование незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя указанное заявление, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 46, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 4 постановления Правительства от 09.11.2005 N 672 и пришел к выводу о том, что период с 05.07.2005 по 27.11.2005 не является просрочкой уплаты страховых взносов, так как задолженность Общества по состоянию на 01.07.2003 была реструктуризирована и должна погашаться в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией. Решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года недоимки, поэтому невозможно начисление пеней на эту сумму за период, предшествующий принятию решения о реструктуризации.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел достаточных оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пунктах 1 и 2 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
В пункте 5 статьи 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм " полном объеме.
Согласно статье 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.
Реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.
Пунктом 4 данного постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам в течение двух последующих лет.
Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 в отношении ОАО Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Поскольку сумма пеней, начисленных с 05.07 по 27.11.2005, не подлежала включению в график реструктуризации и должна уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 Кодекса, Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд обоснованно признали недействительным требование налогового органа от 08.12.2005 N 569 об уплате Обществом 13 019 503 рублей 50 копеек пеней, начисленных на недоимку, включенную в процедуру реструктуризации по решению налогового органа.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, ими не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 07.04.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2006 по делу N А29-1199/2006А оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 октября 2006 г. по делу N А29-1199/2006А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании