Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 29 ноября 2006 г. N А31-2966/2006-21
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Князевой Г.А., Конкиной И.И.
без участия представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бую и Буйскому району Костромской области на решение от 20.07.2006 по делу N А31-2966/2006-21 Арбитражного суда Костромской области, принятое судьей Авдеевой Н.Ю., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бую и Буйскому району Костромской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, заинтересованное лицо - Управление федеральной регистрационной службы по Костромской области, и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бую и Буйскому району Костромской области (далее - УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее - Управление) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 44:25:03 02 03:0026 площадью 1 423 квадратных метра, расположенным по адресу: Костромская область, г. Буй, улица 1 Мая, д. 18.
Требование основано на статье 333.33 (подпункте 20 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации, статьях 143 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положении о Пенсионном фонде России, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (далее - Положение о пенсионном фонде), Указе Президента Российской Федерации от 20.03.2001 N 318, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, согласно которым Пенсионный Фонд Российской Федерации входит в Единую централизованную систему органов государственной власти Российской Федерации, поэтому заявитель правомерно уплатил государственную пошлину за государственную регистрацию права на земельный участок в размере 100 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 Указа Президента от 09.03.2004 N 314, Положением о пенсионном фонде и статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что Пенсионный Фонд Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов государственной власти, и решением от 20.07.2006 отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, УПФ РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 27.01.1999 N 2-П и от 25.06.2001 N 9-П, состоящую в том, что, согласно действующему законодательству, органы Пенсионного Фонда Российской Федерации наделены публично-властными полномочиями, которые относятся к сфере исполнительной власти и фактически входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации.
Суд неправильно применил подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, окружной суд счел обжалуемое решение подлежащим отмене в силу следующего.
УПФ РФ по городу Бую и Буйскому району Костромской области обратилось в Управление с заявлением от 29.12.2005 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 44:25:03 02 03:0026 площадью 1 423 квадратных метра, расположенным по адресу: Костромская область, г. Буй, улица 1 Мая, дом 18.
Уведомлением от 27.01.2006 N 02/118/2005-257 управление сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что заявитель оплатил государственную пошлину по платежному поручению от 23.12.2005 N 400 в сумме 100 рублей, что не соответствует установленному в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размеру государственной пошлины для организаций, составляющему 7 500 рублей, и предложило в срок до 26.02.2006 внести дополнительно государственную пошлину в сумме 7 400 рублей.
Письмом от 27.02.2006 N 02 118/2005-257 Управление отказало УПФ РФ в государственной регистрации права на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации# "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ Российской Федерации в связи с тем, что уплаченная заявителем сумма государственной пошлины за государственную регистрацию права не соответствует размеру, установленному в подпункте 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.
В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что государственная казна Российской Федерации, в состав которой входят денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации, отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
Федеральным законом Российской Федерации# от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, оплачивают государственную пошлину за государственную регистрацию прав в сумме 100 рублей.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебного акта суд первой инстанции применил не подлежавшую применению статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и неправильно применил подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Это привело к принятию незаконного судебного акта, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 283, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 1, пунктом 2 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 20.07.2006 по делу N А31-2966/2006-21 Арбитражного суда Костромской области отменить, заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Бую и Буйскому району Костромской области - удовлетворить.
Признать незаконным отказ от 27.02.2006 N 02-118/2005-257 Управления федеральной регистрационной службы по Костромской области в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 44:25:03 02 03:0026 площадью 1 423 квадратных метра, расположенным по адресу: Костромская область, город Буй, улица 1 Мая, дом 18.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
И.И. Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2006 г. по делу N А31-2966/2006-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника