Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 11 января 2007 г. по делу N А17-1619/5-2006
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 9 212 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по существу спора, привлечены Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городах Иванове, Кохме и Ивановской районе Ивановской области (далее - Управление пенсионного фонда) и Управление Федерального казначейства по Ивановской области (далее - УФК по Ивановской области).
Решением суда от 24.08.2006 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, обязанность по зачету или возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а не на налоговые органы.
Предприниматель, Управление пенсионного фонда и УФК по Ивановской области отзыв на кассационную жалобу не представили.
Определением суда от 28.12.2006 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 11.00 часов 11.01.2007 (в связи с отсутствием сведений об извещении сторон о рассмотрении дела).
Инспекция, предприниматель и УФК по Ивановской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление пенсионного фонда просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговый орган письмом от 24.04.2006 N 11-376/15010 отказал предпринимателю в возврате требуемой суммы, сославшись на отсутствие у него для этого правовых оснований.
Посчитав данный отказ незаконным, предприниматель обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требование предпринимателя, руководствовуясь# статьями 2, 13, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд исходил из того, что налоговый орган неправомерно отказал предпринимателю в возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Рассмотрев кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон) страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок учета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка учета взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, действующим законодательством право проводить возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены) возложено на налоговые органы.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается Инспекцией, предприниматель ошибочно излишне уплатила 9 212 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Инспекцию по возврату предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов в сумме 9 212 рублей.
Арбитражный суд Ивановской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, не допустил.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 24.08.2006 по делу N А17-1619/5-2006 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2007 г. по делу N А17-1619/5-2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании