Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 января 2007 г. N А79-4834/2006
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Свеклова В.В. (доверенность от 05.07.2006),
от заинтересованного лица: Гетьман Е.В. (доверенность от 29.01.2007),
Мидуковой Е.В. (доверенность от 30.10.2006)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Центр" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.07.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 по делу N А79-4834/2006, принятые судьями Михайловым А.Т., Смирновой И.А., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Центр" о признании недействительным письма Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики от 17.05.2006 N 11/22-2104-исх и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Славянка-Центр" (далее - ООО "Славянка-Центр", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики о признании недействительным письма Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство) от 17.05.2006 N 11/22-2104-исх.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.11.2006 решение оставлено без изменения.
ООО "Славянка-Центр" не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель считает, что суды нарушили пункт 1 статьи 8, статью 74 Конституции Российской Федерации, абзац 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; неправомерно применили пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции, не действовавшей на дату издания Кабинетом Министров Чувашской Республики постановления 05.04.2006 N 76 и письма от 17.05.2006 N 11/22-2104-исх, и не применили его в нужной редакции. Последняя содержит исчерпывающий перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, к которым автозаправочные станции не отнесены. Кроме того, ООО "Славянка-Центр" осуществляет деятельность по месту своего нахождения (юридического адреса) на общей площади 213,8 квадратного метра, поэтому ссылка судов на нарушение им пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является необоснованной.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и просило оставить их без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.05.2006 Министерство совместно с администрацией города Чебоксары провели проверку территориально-обособленных объектов (АЗС) ООО "Славянка-Центр" на их соответствие лицензионным требованиям и условиям и установили, что Общество:
- в нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики 05.04.2006 N 76 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более пятнадцати процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности (на автозаправочных станциях);
- в нарушение пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 6 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2005 N 330 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более пятнадцати процентов объема готовой продукции в стационарных торговых и складских помещениях общей площадью менее пятидесяти квадратных метров, в магазинах на АЗС N 9, 10, расположенных по адресам: город Чебоксары, улица Фучика, 60а и 65а.
По указанным причинам Министерство направило в адрес Общества письмо от 17.05.2006 N 11/22-2104-исх, в котором просит в срок до 25.05.2006 представить информацию о принятых мерах по устранению данных нарушений, указав, что в ином случае будет рассмотрен вопрос о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Посчитав названное письмо незаконным, ООО "Славянка-Центр" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходил из того, что в местах нахождения источников повышенной опасности розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более пятнадцати процентов готовой продукции не допускается; организации, осуществляющие реализацию указанной продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее пятидесяти квадратных метров.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами законодательства и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Из указанной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
Подпунктом "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отнесли автозаправочные станции к источникам повышенной опасности.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
Соответственно, указанные организации должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее пятидесяти квадратных метров. Факт отсутствия у ООО "Славянка-Центр" таковых судами установлен, материалами дела подтвержден и заявителем не отрицается.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у ООО "Славянка-Центр" права на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на автозаправочных станциях.
Довод заявителя относительно того, что суды неправомерно применили пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, не действовавшей на дату издания Кабинетом Министров Чувашской Республики постановления 05.04.2006 N 76 и письма от 17.05.2006 N 11/22-2104-исх, признается несостоятельным. Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ вступил в силу с 01.01.2006.
Нормы материального права суды первой и апелляционной инстанций применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суды не допустили, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей относятся на ООО "Славянка-Центр".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.07.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 по делу N А79-4834/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Славянка-Центр".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
М.Ю. Евтеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2007 г. по делу N А79-4834/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника