Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 20 февраля 2007 г. N А29-7003/2005-2э
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2006 г. N А29-7003/2005-2э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей от истца: Меркурьевой И.А., доверенность от 24.01.2007, Ясиновской И.И., доверенность от 24.01.2007, Логиновой О.Е., доверенность от 29.12.2006,
от федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс": Гордиевской М.А., доверенность от 14.08.2006 N 30, Ежова И.В., доверенность от 12.01.2007,
от общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Заправочный комплекс "СеверАвиа": Катаева В.А., доверенность от 10.07.2006, Калача С.А., доверенность от 01.02.2007,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро", ответчика - федерального государственного унитарного предприятия "Комиавиатранс", третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми и заместителя прокурора Республики Коми на решение от 25.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.05.2006 по делу N А29-7003/2005-2э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Полтавец Г.В., Тугаревым С.В., Вакулинской М.В., Козловым О.Г., по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро" к территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми, федеральному государственному унитарному предприятию "Комиавиатранс", обществу с ограниченной ответственностью "Топливно-Заправочный Комплекс "СеверАвиа" о признании результатов конкурса недействительными,
третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, с участием прокурора Республики Коми и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро" (далее - ООО "Лукойл-Аэро", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми (далее - ТУ ФАУФИ), федеральному государственному унитарному предприятию "Комиавиатранс" (далее - ФГУП "Комиавиатранс"), обществу с ограниченной ответственностью "Топливно-Заправочный Комплекс "СеверАвиа" (далее - ООО "ТЗК "СеверАвиа") о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договора аренды имущественного комплекса (недвижимых и движимых объектов) служб горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) аэропортов, находящихся в федеральной собственности и принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП "Комиавиатранс".
Заявленное требование основано на статьях 34 и 55 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 12, 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 7 и 9 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", Положении о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденном распоряжением Мингосимущества Российской Федерации от 28.07.1998 N 774-р, и мотивировано тем, что торги проведены с нарушением установленных законом правил: нечетко определены критерии выбора победителя конкурса, при разработке конкурсной документации нарушены требования антимонопольного законодательства, неправильно определен победитель конкурса.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - УФАС).
Решением от 22.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2006, в удовлетворении исковых требований отказано.
Разрешив спор, суд пришел к выводу о том, что конкурс проведен с соблюдением установленного законом порядка, а истец не доказал нарушения его прав и законных интересов при проведении торгов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Лукойл-Аэро", ФГУП "Комиавиатранс", УФАС и заместитель прокурора Республики Коми обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя - ООО "Лукойл-Аэро" - сводятся к следующему. Суд не применил подлежавшие применению пункт 1 статьи 131, статью 168 и пункт 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 и пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество служб ГСМ аэропортов республики Коми за ФГУП "Комиавиатранс" влечет недействительность торгов на право заключения договора аренды этого имущества. Извещение о проведении торгов, конкурсная документация и проект договора не содержат существенных условий договора аренды, поэтому торги являются недействительными, однако суд не применил подлежавшие применению статьи 168, пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 435 и пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод суда об установлении в извещении и конкурсной документации предмета торгов не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Торги, предмет которых не определен, а результат их проведения не может быть достигнут, не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются недействительными, а сделка, заключенная на торгах, - ничтожной. Суд сделал неправильный вывод о том, что ООО "Лукойл-Аэро" были известны все условия конкурса и при его проведении не нарушены права и интересы истца. При отсутствии в конкурсной документации четких критериев выбора победителя торгов, победителем надо было признать ООО "Лукойл-Аэро", предложившее максимальный размер арендной платы за пользование имуществом. Суд неправильно истолковал пункт 4 статьи 447, пункты 2 и 5 статьи 448 и статью 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых нарушения, допущенные конкурсной комиссией при определении победителя, являются нарушением порядка проведения конкурса, а поэтому должны быть исследованы и оценены судом как обстоятельства соблюдения порядка проведения конкурса.
В дополнении к кассационной жалобе ООО "Лукойл-Аэро" указало, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением пункта 2 статьи 448, пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденного распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 28.07.1998 N 774-р и зарегистрированного в Минюсте 29.07.1998 N 1576, поскольку в состав конкурсной комиссии неправомерно включены представители Министерства промышленности и энергетики Республики Коми, неуполномоченного рассматривать вопросы распоряжения федеральной собственностью, и не включены представители Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация). Данное обстоятельство установлено вступившими в законную силу судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций по делу N А29-2045/2006А, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего спора.
Заявитель также опроверг вывод суда апелляционной инстанции о наличии на заседании конкурсной комиссии 11.07.2005 правомочного кворума, ибо из пяти членов комиссии в заседании приняли участие четыре человека, лишь двое из которых были назначены в соответствии с действующим законодательством, а для признания конкурсной комиссии правомочной необходимо, чтобы в заседании участвовало не менее 2/3 ее членов.
Доводы заявителя - ФГУП "Комиавиатранс" - сводятся к следующему. Суд в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не мотивировал отклонение представленного в качестве доказательства протокола конкурсной комиссии от 08.07.2006 N 6, которым в конкурсную документацию вопреки статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, повлиявшие на определение победителя конкурса. Суд не дал оценки нарушениям, допущенным при формировании конкурсной комиссии, в которой участвовали неуполномоченные лица.
Доводы заявителя - УФАС - сводятся к следующему. Пункты 1 и 3 приложения N 4 к конкурсной документации нарушают единство экономического пространства Российской Федерации и влекут создание препятствий по допуску к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы не на территории Республики Коми. Суд не применил статью 8 (пункт 1) Конституции Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 (пункт 1) Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Установив критерии выбора победителя без указания конкретных параметров выбора лучшего хозяйствующего субъекта, конкурсная комиссия создала преимущество ООО ТЗК "СеверАвиа". Включение в конкурсную комиссию представителей Министерства промышленности и энергетики Республики Коми и ФГУП "Комиавиатранс" неправомерно и нарушает пункт 4 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
Доводы заявителя - заместителя прокурора Республики Коми - сводятся к следующему. При проведении торгов нарушены правила торгов, установленные в частях 2 и 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в качестве критерия выбора победителя не учтен размер годовой арендной платы за пользование объектом торгов, предложенный его участниками. Победителем торгов в нарушение пункта 9.6 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, признан участник, предложения которого не были лучшими в части максимизации размера годовой арендной платы за пользование объектом торгов. ФГУП "Комиавиатранс" не является лицом, которое в силу части 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации может выступать организатором торгов, так как за ним не зарегистрировано право хозяйственного ведения или иное имущественное право на имущественный комплекс как на объект недвижимости, право аренды которого выставлялось на торги. При проведении торгов нарушен порядок формирования конкурсной комиссии, установленный в Положении о проведении торгов. Указанный факт установлен решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2006 по делу N А29-2045/06А. Суд сделал необоснованный вывод о незаинтересованности истца в отношении предмета торгов, поскольку нарушение правил проведения торгов привело к неправильному определению их победителя, чем затрагиваются права и законные интересы ООО "Лукойл-Аэро" как участника торгов и лица, предложившего максимальную арендную плату за пользование объектом торгов.
ООО ТЗК "СеверАвиа" в отзыве на жалобы прокурора Республики Коми и ФГУП "Комиавиатранс" отклонило доводы заявителей и просило оставить их без удовлетворения.
Определением от 18.08.2006 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу N А29-2045/06А Арбитражного суда Республики Коми, в рамках которого рассматривался вопрос о законности формирования конкурсной комиссии.
В судебном заседании 20.02.2007 окружной суд на основании статей 145 (пункта 1), 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил производство по делу.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, Министерства промышленности и энергетики Республики Коми, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми и прокуратуры поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 20.02.2007.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав полномочных представителей участников процесса, кассационная инстанция сочла обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как видно из документов и установлено судом, ФГУП "Комиавиатранс" письмом от 23.11.2004 N 1/3476 обратилось в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с просьбой о принятии решения о выставлении на конкурс права заключения договора аренды на срок не менее 10 лет имущества служб ГСМ аэропортов Республики Коми, принадлежащего на праве хозяйственного ведения данному юридическому лицу.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом письмом от 14.01.2005 N ЮМ-12/1201 поручило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми рассмотреть предложение ФГУП "Комиавиатранс" и в случае целесообразности передачи в аренду данного имущества, подтвержденной согласованием Федерального агентства воздушного транспорта, провести необходимые для этого мероприятия.
Росавиация согласовала передачу в аренду указанного имущества письмом от 15.03.2005 N 5Л-242ФАВТ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми приняло решение от 13.04.2005 N 23 о проведении торгов на право заключения договора аренды имущественного комплекса служб ГСМ аэропортов, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГУП "Комиавиатранс" и находящегося в федеральной собственности. Этим же решением утвержден состав конкурсной комиссии для проведения торгов, куда включены два представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми, один представитель ФГУП "Комиавиатранс" и два представителя Министерства промышленности и энергетики Республики Коми.
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 11.07.2005 N 8, утвержденным руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми, победителем торгов признано ООО "ТЗК "СеверАвиа".
По результатам проведенных торгов ФГУП "Комиавиатранс" и ООО ТЗК "СеверАвиа" подписали договор от 22.07.2005 N 7/02-05 аренды комплекса служб ГСМ аэропортов, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП "Комиавиатранс".
ООО "Лукойл-Аэро", являвшееся участником названных торгов, но не признанное победителем, не согласилось с их результатами и обратилось в арбитражный суд с иском о признании их недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 28.07.1998 N 774-р утверждено Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности. Согласно Положению торги проводятся организатором торгов и конкурсной комиссией, в полномочия которой входит непосредственное подведение итогов торгов и определение их победителя. В пункте 4.1 Положения предусмотрено, что конкурсная комиссия формируется из представителей органа по управлению государственным имуществом и иных заинтересованных организаций.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17. 05. 2006 по делу N А29-2045/06А признаны незаконными пункт 2 и приложение N 1 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми от 13.04.2005 N 23 "О передаче в аренду имущественного комплекса служб ГСМ аэропортов, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "Комиавиатранс", утвердившие состав конкурсной комиссии по организации и проведению спорных торгов.
Названное решение отменено постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2006, поскольку ООО "Лукойл-Аэро" вопреки требованиям статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало нарушения оспариваемым решением своих прав и законных интересов. Вместе с тем, и судом апелляционной инстанции, и Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа, рассматривающим законность и обоснованность судебных актов по делу N А29-2045/06А, подтверждена правомерность вывода суда первой инстанции о том, что при формировании конкурсной комиссии Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми допущены нарушения пункта 4.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, так как в ее состав включены два представителя Министерства промышленности и энергетики Республики Коми, являющегося незаинтересованным лицом, в то время как представители заинтересованной организации - Росавиации - в состав комиссии не вошли.
Таким образом, принятыми судебными актами по другому делу установлено, что спорные торги проведены конкурсной комиссией в незаконном составе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рассмотрении дела N А29-2045/06А участвовали те же лица, которые являются сторонами настоящего спора, поэтому установленные в его рамках обстоятельства не требуют доказывания при разрешении данного дела.
Проведение торгов ненадлежащим лицом свидетельствует об их недействительности в силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Остальные доводы кассационных жалоб не имеют принципиального значения для рассматриваемого спора в силу изложенного.
Возражения ООО "ТЗК "СеверАвиа" о правомочности конкурсной комиссии в составе трех человек (без учета представителей Министерства промышленности и энергетики Республики Коми) являются несостоятельными, поскольку решением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми состав конкурсной комиссии утвержден в количестве пяти человек.
Кроме того, в нарушение пункта 4.1 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в состав конкурсной комиссии не вошли представители заинтересованной организации - Росавиации.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми и общество с ограниченной ответственностью "Топливно-Заправочный Комплекс "СеверАвиа".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 1, пунктом 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 25.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.05.2006 по делу N А29-7003/2005-2э Арбитражного суда Республики Коми отменить.
Признать недействительными результаты открытого конкурса на право заключения договора аренды имущественного комплекса (недвижимых и движимых объектов) служб горюче-смазочных материалов аэропортов, находящихся в федеральной собственности и принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП "Комиавиатранс", утвержденные протоколом заседания конкурсной комиссии от 11.07.2005 N 8.
Взыскать с территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми и общества с ограниченной ответственностью "Топливно-Заправочный Комплекс "СеверАвиа" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро" расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче иска, а также апелляционной и кассационной жалоб, по 2 000 рублей с каждого. Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
В.Ю. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2007 г. по делу N А29-7003/2005-2э
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника