Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 20 февраля 2007 г. N А82-4865/2006-20
(извлечение)
Муниципальное учреждение ""# (далее - МУ ""#, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 96 153 рублей 46 копеек и о взыскании 3 254 рублей 51 копейки процентов за просрочку возврата страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовскому муниципальному округу Ярославской области (далее - Управление, пенсионный орган) и Управление Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Казначейство).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2006 заявленное требование удовлетворено частично. Суд обязал Инспекцию возвратить МУ ""# 96 153 рубля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2006 решение суда первой инстанции изменено: с налогового органа в пользу МУ ""# взысканы проценты в сумме 3 254 рублей 51 копейки. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с вынесенными судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на неполное исследование доказательств, представленных в дело, и выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Сославшись на пункты 1, 2, 9, 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3, 9, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", заявитель счел, что налоговым органам не предоставлено право на проведение возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, а нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок его проведения.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение против доводов заявителя возражает, указывая на законность принятых судебных актов, и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
МУ ""# заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Инспекция, пенсионный орган и Казначейство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, МУ ""# платежными поручениями от 25.01.2006 N 20, от 26.01.2006 N 21, от 08.02.2006 N 119, 120, 121, 122 ошибочно уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 96 143 рублей 46 копеек. В этой связи учреждение обратилось в Инспекцию и Управление с заявлениями о возврате указанной суммы страховых взносов.
Налоговый и пенсионный органы в письмах от 10.04.2006 N 1016/05205 и от 20.04.2006 N 07/11/13-19-1238 отказали в возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов, указав на отсутствие у них соответствующих полномочий.
Посчитав свои права нарушенными, МУ ""# обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворив заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался пунктом 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 13, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Суд исходил из того, что обязанность по проведению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
Изменив решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно Перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.
С учетом изложенного заявленное МУ ""# требование удовлетворено правомерно.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2006 по делу N А82-4865/2006-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2007 г. по делу N А82-4865/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании