Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 29 марта 2007 г. N А17-3439/5/2006
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Отдельной Л.И., Прониной С.А.,
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2006 по делу N А17-3439/5/2006, принятое судьей Торговой Т.Е., по заявлению областного государственного образовательного учреждения "Ивановское областное художественное училище имени М.И. Малютина" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Иваново, Кохме и Ивановском районе об обязании возвратить (зачесть) ошибочно уплаченную сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и установил:
областное государственное образовательное учреждение "Ивановское областное художественное училище имени М.И. Малютина" (далее по тексту - Училище) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) возвратить (зачесть) ошибочно уплаченную в Пенсионный фонд Российской Федерации сумму страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Иваново, Кохме и Ивановском районе (далее - Управление Пенсионного фонда).
Суд первой инстанции решением суда от 23.11.2006 удовлетворил заявленное требование: обязал Инспекцию произвести возврат (зачет) суммы 45 400 рублей, уплаченной заявителем, с КБК 18210202020060000160 на КБК 18210202010060000160. Суд руководствовался пунктами 7, 9, 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктом 1 статьи 13 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и исходил из того, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет налоговый орган.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.11.2006 и отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона "О бюджетной классификации в Российской Федерации". По его мнению, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под понятие налогов, так как имеют иное целевое предназначение и социально-правовую природу, поэтому положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации к ним не применяются. Кроме того, заявитель полагает, что возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов должны производить органы Пенсионного фонда.
Училище и Управление Пенсионного фонда в отзывах отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить в силе оспариваемый судебный акт, как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 22.11.2006 по делу N А17-3439/5/2006 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Училище платежным поручением от 02.10.2006 N 445 перечислило 45 400 рублей страховых взносов, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020061000160). Впоследствии Училище направило Инспекции и Управлению Пенсионного фонда письма от 20.10.2006, где указало на ошибочность перечисления данных денежных средств на накопительную часть трудовой пенсии и просило перевести их на страховую часть трудовой пенсии. Налоговый орган и Управление Пенсионного фонда отказали страхователю в рассмотрении его заявления, сославшись на отсутствие соответствующих полномочий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Училища в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к спорным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Ивановской области о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Доводы заявителя жалобы о том, что налоговые органы не наделены полномочиями по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов и эту функцию должны осуществлять органы Пенсионного фонда, признаются несостоятельными.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган.
В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователю ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Училища, возложив обязанность произвести возврат (зачет) уплаченной заявителем суммы на налоговый орган.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2006 по делу N А17-23439/5/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
С.А. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2007 г. по делу N А17-3439/5/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника