Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 10 апреля 2007 г. по делу N А82-13608/2006-29
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Новикова Евгения Юрьевича на решение от 19.12.2006 по делу N А82-13608/2006-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Мухиной Е.В., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Рыбинскому муниципальному округу Ярославской области о взыскании штрафа с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Новикова Евгения Юрьевича и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рыбинскому муниципальному округу Ярославской области (в настоящее время - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области, далее - Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Новикова Евгения Юрьевича 180 рублей штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2005 год.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.12.2006 заявленное требование удовлетворено частично. С Новикова Е.В., дата рождения 31.08.1955, взыскано 120 рублей финансовых санкций. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Новиков Е.Ю. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть признан индивидуальным предпринимателем, так как названное хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица. Кроме того, решение суда первой инстанции вынесено в отношении ненадлежащего ответчика, поскольку штраф взыскан с Новикова Е.Ю. дата рождения 31.08.1955, в то время как действительной датой его рождения является 02.10.1952. Заявитель также указал на необоснованное взыскание с него 333 рублей 34 копеек государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу Управление возразило против доводов Новикова Е.В., указав на законность принятого судебного акта.
Пенсионный орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Новиков Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.08.2005 N 567 крестьянское (фермерское) хозяйство "Албена" зарегистрировано 18.10.1991 решением исполкома Рыбинского городского Совета народных депутатов и состоит на учете в пенсионном органе в качестве страхователя.
В ходе проверки, результаты которой отражены в акте от 30.05.2006 N 19808, Управление установило, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Албена" Новиков Е.Ю. не представил в установленный законодательством срок сведения за 2005 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Управления принял решение от 19.07.2006 N 9853 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 180 рублей.
В связи с неуплатой санкции в добровольном порядке Управление обратилось за ее взысканием в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 8, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьями 7, 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 6, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о совершении Новиковым Е.Ю., 1955 года рождения, вменяемого ему правонарушения и необходимости определения размера взыскиваемого штрафа, исходя из наличия обязанности по уплате фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Эти Правила, согласно пункту 1, распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями.
В статье 28 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страхователи (индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами) уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
При этом нормы Федерального закона N 167-ФЗ подлежат применению с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-0, согласно которому индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) определен перечень документов, содержащих сведения, которые представляют страхователи в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, установив факт непредставления главой крестьянского (фермерского) хозяйства документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионный орган обоснованно привлек страхователя к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и обратился в арбитражный суд за взысканием штрафа.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае решением суда первой инстанции от 19.12.2006 взыскан штраф в размере 120 рублей с Новикова Е.Ю., дата рождения которого указана 31.08.1955. Вместе с тем в материалах дела имеется письмо Управления, поступившее в Арбитражный суд Ярославской области после вынесения решения от 19.12.2006, о том, что штраф следовало взыскать с иного лица, а именно Новикова Е.Ю., датой рождения которого является 02.10.1952.
Арбитражный суд Ярославской области в письме от 15.01.2007, направленном в адрес пенсионного органа, указал на отсутствие оснований для внесения исправления в судебный акт.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Учитывая, что имеющиеся в деле противоречивые сведения о дате рождения физического лица, с которого взыскан штраф, не позволяют сделать однозначный вывод о правомерности взыскания санкции и законности решения суда первой инстанции, а также то, что данное обстоятельство не может быть установлено арбитражным судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит истребовать необходимые документы с целью выяснения даты рождения лица, с которого подлежит взысканию штраф, дать им оценку и вынести законное и обоcнованное решение.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 19.12.2006 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-13608/2006-29 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2007 г. по делу N А82-13608/2006-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника