Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 3 июля 2007 г. N А29-258/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Отдельной Л.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Корткеросском районе Республики Коми на определение от 05.03.2007 Арбитражного суда Республики Коми и на постановление от 23.04.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-258/2007, принятые судьями Борлаковой Р.А., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Корткеросском районе Республики Коми к муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа", село Вомын, о взыскании 105 рублей 61 копейки и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Корткеросском районе Республики Коми (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа" (далее - Учреждение, МОУ "Основная общеобразовательная школа") 105 рублей 61 копейки пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2006 года, по состоянию на 10.11.2006.
Суд первой инстанции определением от 05.03.2007 прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что действующим законодательством предусмотрен внесудебный, административный порядок взыскания спорной суммы.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 определение оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению лица, подавшего жалобу, у судов отсутствовали основания для прекращения производства по делу, поскольку взыскание пеней за несвоевременную уплату страховых взносов с бюджетного учреждения должно производится только в судебном порядке независимо от размера задолженности. К спорным правоотношениям подлежала применению статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая иммунитет бюджетов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Явку представителей не обеспечили.
Законность судебных актов по делу N А29-258/2007 Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление установило неуплату МОУ "Основная общеобразовательная школа" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2006 года в сумме 3 835 рублей 38 копеек. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пенсионный орган начислил пени в размере 105 рублей 61 копейки. Об уплате указанной задолженности и пеней в адрес Учреждения направило требование от 10.11.2006 N 531.
Учреждение в добровольном порядке требование в части пеней не исполнило, поэтому пенсионный орган 26.12.2006 обратился за взысканием названной суммы в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2006, предусматривал исключительно судебный порядок взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и санкций.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, изменен ранее действовавший порядок взыскания задолженности по упомянутым обязательным платежам и санкциям.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, с 01.01.2006 законом предусмотрен иной порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.
В рассматриваемом случае Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Коми за взысканием с МОУ "Основная общеобразовательная школа" пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 105 рублей 61 копейки 26.12.2006, то есть после введения в действие Федерального закона N 137-ФЗ. Размер взыскиваемой пенсионным органом задолженности меньше установленного Федеральным законом N 167-ФЗ предела, за взысканием которого пенсионный орган вправе обратиться в арбитражный суд.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления относительно отсутствия у него полномочий на бесспорное списание денежных средств со счета бюджетной организации, судом округа во внимание не принимаются в силу следующего. Федеральный закон N 137-ФЗ не предусматривает иной, особый порядок исчисления, уплаты и взыскания недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов для бюджетных организаций. Статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применяется.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривается, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение от 05.03.2007 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 23.04.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-258/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Корткеросском районе Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Л.И. Отдельная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июля 2007 г. по делу N А29-258/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника