Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 июля 2007 г. N А29-8682/2006а
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.,
при участии представителей от заявителя: Пироговой И.В., доверенность от 17.07.2007 N 7,
от заинтересованного лица: Попова В.И., доверенность от 11.03.2005,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.01.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 по делу N А29-8682/2006а, принятые судьями Василевской Ж.А., Лобановой Л.Н., Караваевой А.В., Черных Л.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консоль" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Коми от 10.11.2006 N 13-13/1396, N 13-13/1397 и N 13-13/1398 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Консоль" (далее ООО "Консоль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Коми (далее Инспекция, налоговый орган) от 10.11.2006 N 13-13/1396, N 13-13/1397 и N 13-13/1398.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2007 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда 16.04.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Общество, являясь собственником спорных автомобилей, обязано уплачивать транспортный налог независимо от технического состояния и фактического использования транспортных средств. Неисполнение Обществом обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств не является основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога. Инспекция правомерно начислила ООО "Консоль" штрафы по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из суммы транспортного налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, а не суммы указанной в первоначальной декларации.
Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.07.2007.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом налоговых деклараций по транспортному налогу за 2003 - 2005 годы, и установила, что Общество представило налоговые декларации 10.08.2006, то есть несвоевременно (должно было их представить 20.01.2004, 20.01.2005 и 20.01.2006). В данных декларациях сумма исчисленного налога отсутствует. В представленных ООО "Консоль" 25.08.2006 и 02.10.2006 уточненных налоговых декларациях по транспортному налогу за 2003 год указана сумма налога 133 395 рублей, за 2004 год - 133 395 рублей и за 2005 год - 133 395 рублей.
Заместитель начальника налогового органа принял решения от 10.11.2006 N 13-13/1396, N 3-13/1397 и N 3-13/1398 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за 2003 год в сумме 213 432 рубля, за 2004 год в сумме 213 432 рубля и за 2005 год в сумме 53 358 рублей.
Не согласившись с принятыми решениями, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование, руководствуясь пунктами 1 и 4 статьи 81, пунктом 1 статьи 108, пунктом 2 статьи 119, статьей 357, пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что Инспекция неправомерно привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ООО "Консоль" не является плательщиком транспортного налога за 2003 - 2005 годы и у него отсутствовала обязанность по предоставлению налоговых деклараций за данный период.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что она подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм следует, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные лица# зарегистрированы в установленном законом порядке.
Спорные транспортные средства зарегистрированы за ЗАО "Консоль".
Суды обеих инстанций установили и из материалов дела следует, что ООО "Консоль" создано в результате реорганизации ЗАО "Консоль" путем преобразования на основании постановления Главы администрации МО "Прилузский район" от 17.10.2001.
На основании пункта 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Кодекса исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ
Согласно передаточному акту от 05.10.2001 от ЗАО "Консоль" к ООО "Консоль" перешло в том числе 24 транспортных средства.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59, установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Суды обеих инстанций установили, что ООО "Консоль" не исполнило обязанность по внесению изменений в регистрационные данные по переданным транспортным средствам.
Суды пришли к неправильному выводу о том, что Общество, являясь собственником спорных транспортных средств, не является плательщиком транспортного налога в 2003 - 2005 годах, так как транспортные средства зарегистрированы на ЗАО "Консоль".
Неисполнение обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств не может являться основанием для освобождения Общества от уплаты транспортного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило налоговые декларации по транспортного налогу за 2003 - 2005 годы 10.08.2006, то есть несвоевременно; сумма налога, подлежащая уплате, в декларациях отсутствовала. Уточненные налоговые декларации представлены Обществом 25.08.2006 и 02.10.2006, в которых сумма подлежащего уплате налога составила 133 395 рублей.
При вынесении решения о привлечении Общества к налоговой ответственности Инспекция правомерно начислила штрафы по пункту 2 статьи 119 Кодекса, исходя из суммы транспортного налога подлежащего фактической уплате, а не указанной в первоначальной декларации.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно привлек Общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговых деклараций по транспортному налогу.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктов 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственные пошлины по первой инстанции в сумме 6 000 рублей, по апелляционной инстанции в сумме 2 000 рублей и по кассационной инстанции в сумме 3 000 рублей подлежат взысканию с Общества.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной инстанции в сумме 1 000 рублей подлежит взысканию с Общества в пользу Инспекции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.04.2007 по делу N А29-8682/2006а отменить, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Коми удовлетворить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Консоль" отказать в удовлетворении заявленного требования.
Обществу с ограниченной ответственностью "Консоль" уплатить в федеральный бюджет 6 000 рублей государственной пошлины по первой инстанции, 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной инстанции и 3 000 рублей государственной пошлины по кассационной инстанции в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неуплаты государственной пошлины по истечении указанного срока Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Консоль" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Коми государственную пошлину по апелляционной инстанции в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
О.П. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Общество создано в результате реорганизации другого юридического лица путем преобразования. Согласно передаточному акту к нему как правопреемнику реорганизованного юридического лица перешло 24 транспортных средства. Однако общество не исполнило обязанность по внесению изменений в регистрационные данные по переданным транспортным средствам.
По мнению налогового органа, общество, являясь собственником спорных автомобилей, обязано уплачивать транспортный налог независимо от технического состояния и фактического использования транспортных средств. Неисполнение Обществом обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств не является основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога.
Как указал суд, неисполнение обязанности по внесению изменений в регистрационные данные транспортных средств не может являться основанием для освобождения общества от уплаты транспортного налога.
Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил обществу транспортный налог и привлек его к ответственности по п.2 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций по транспортному налогу.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2007 г. по делу N А29-8682/2006а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника