Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 сентября 2007 г. N А29-7852/2006а
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2008 г. N А29-7852/2006а
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от Минфина Республики Коми: Мунтьян Е.В. (доверенность от 09.01.2007 N 10-02/3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по делу N А29-7852/2006а, принятые судьями Галаевой Т.И., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., по заявлению государственного среднего профессионального образовательного учреждения "Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова" к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным представления и установил:
с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований государственное среднее профессиональное образовательное учреждение "Сыктывкарский медицинский колледж им. И.П. Морозова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным представления от 13.07.2006 N 07-15/22 об устранении выявленных нарушений в части уменьшения ассигнований на сумму 534 837 рублей 67 копеек.
Определениями от 25.10.2006 и 21.11.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми и Министерство здравоохранения Республики Коми.
Решением от 22.01.2007 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 14.06.2007 данное решение оставлено без изменения.
Министерство финансов Республики Коми не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно истолковали подпункт "б" пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", не применили подлежащую применению статью 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушили требования части 1 статьи 49, части 1 статьи 117, частей 3, 4 статьи 170, частей 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На его взгляд, оспариваемое представление не нарушало права и законные интересы Учреждения, поскольку уменьшение лимитов бюджетных обязательств не повлекло возникновения кредиторской задолженности по заработной плате; годовой объем рабочего времени совместителей превышал 300 часов; факты нецелевого расходования средств республиканского бюджета действительно имели место.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Учреждение не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми и Министерство здравоохранения Республики Коми отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24 до 27.09.2007 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из представленных в дело документов, ГСПОУ "Сыктывкарский медицинский колледж", учредителем которого выступило Правительство Республики Коми, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.1998 администрацией города Сыктывкара; источниками формирования его имущества и финансовых ресурсов являются средства бюджета Республики Коми (республиканского бюджета).
Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми провело документальную ревизию финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформило актом от 25.04.2006, и установило факт необоснованного расходования 981 400 рублей средств республиканского бюджета. Указанное произошло в том числе по причине допущенных нарушений при оплате труда совместителей (трудовые договоры были заключены без учета предельной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде).
Рассмотрев материалы ревизии, Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми направило Учреждению предложения по устранению выявленных нарушений от 07.07.2006 N 07-15/7940, а 13.07.2006 в адрес заместителя Министра финансов Республики Коми Гарезиной И.Г. вынесло представление N 07-15/22 об устранении выявленных нарушений, в котором предложило восстановить в доход республиканского бюджета (уменьшить финансирование) средства в сумме 981 400 рублей, использованные не по назначению.
Учреждение не согласилось с представлением от 13.07.2006 N 07-15/22 об устранении выявленных нарушений в части уменьшения ассигнований на 534 837 рублей 67 копеек и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 231, 282, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 1 и подпунктом "в" пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Учреждения признаков нецелевого расходования бюджетных средств, поэтому удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предметом спора являлось представление Управления финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми от 13.07.2006 N 07-15/22 об устранении выявленных нарушений, адресованное заместителю Министра финансов Республики Коми и содержащее предложение о восстановлении в доход республиканского бюджета денежных средств (путем уменьшения финансирования), использованных Учреждением не по назначению (том 2, л.д. 11).
Суд первой инстанции не рассмотрел вопросы о том, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствовали действия Управления финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми, которое в целях реализации материалов ревизии вынесло указанное представление в адрес заместителя Министра финансов Республики Коми; какое конкретно должностное лицо Министерства финансов Республики Коми наделено полномочиями на выдачу разрешения (разрешительной надписи) о блокировке расходов республиканского бюджета (сокращении лимитов бюджетных обязательств); являлось ли оспариваемое представление окончательным документом в решении вопроса о сокращении ассигнований и каким образом оно нарушало права и законные интересы ГСПОУ "Сыктывкарский медицинский колледж".
Апелляционный суд эти обстоятельства также не установил.
С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по делу N А29-7852/2006а отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А29-7852/2006а
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника