Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 25 сентября 2007 г. N А79-11094/2006
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Бабаева С.В., Князевой Г.А.
при участии представителей
от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики: Мусинского А.М. по доверенности от 12.09.2007 N 29/01-2348, Шашкова В.А. по доверенности от 05.12.2006 N 29/01-3155, Туриной О.А. по доверенности от 28.12.2006 N 29/01-3360,
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике: Николаевой Е.А. по доверенности от 28.05.2007 N 27-Д
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2007 по делу N А79-11094/2006, принятое судьей Манеевой О.В., по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики к управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике о признании незаконным включения участков лесного фонда в реестр федерального имущества, о признании недействительным зарегистрированного права федеральной собственности на них и об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике исключить участки лесного фонда из реестра федеральной собственности, третьи лица - федеральные государственные учреждения "Чебоксарский лесхоз" и Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике, Опытный лесхоз и управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, и установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее Регистрационная служба) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике (далее - Росимущество) о признании незаконным включения участков лесного фонда площадью 5 775 гектаров в реестр федерального имущества, обязании Росимущества исключить эти участки лесного фонда из реестра федеральной собственности и о признании недействительным права федеральной собственности на указанные участки лесного фонда, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 27.11.2003 записью N 21-01/21-9/2003-234 на участок лесного фонда площадью 3 540 гектаров и 15.12.2003 записью N 21-01/17-3/2003-53 на участок лесного фонда площадью 2 235 гектаров.
Заявленное требование основано на статьях 14, 16, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьях 7, 10, 19, 133 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что указанные участки необоснованно включены в реестр федерального имущества, поскольку находятся на территории Чебоксарского городского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2007 отказано в удовлетворении заявленных требований. При разрешении спора суд руководствовался статьями 4, 7, 10, 19, 46, 47, 60, 63 Лесного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что на момент государственной регистрации права федеральной собственности спорные участки лесного фонда не относились к городским лесам, располагались на землях лесного фонда, а не на землях городского поселения и до настоящего времени в установленном порядке не переведены из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, поэтому право федеральной собственности на них зарегистрировано правомерно. В соответствии с ранее действовавшим законодательством связанное с расширением города расположение участков лесного фонда в черте поселения само по себе не изменяло правовой статус этих участков. Кроме того, истец не подтвердил надлежащими доказательствами, что спорные земельные участки вошли в границы города Чебоксары.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не применил подлежавшие применению статьи 7, 10, 19 и 133 Лесного кодекса Российской Федерации и необоснованно отказал Администрации в удовлетворении иска. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа" и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.1998 N 361 "О включении части Заволжской территории в границы Чебоксарского муниципального округа" спорные участки лесного фонда включены в состав Чебоксарского городского муниципального образования и города Чебоксары, поэтому в силу статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации они не входят в лесной фонд и неправомерно включены в реестр федерального имущества, а регистрация права федеральной собственности на них является незаконной. Вопреки требованиям части 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" зарегистрированное право федеральной собственности нарушает право муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на решение вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14 и 16 названного закона.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Росимущества в отзыве и в судебном заседании отклонил доводы жалобы и просил оставить ее без удовлетворения.
Регистрационная служба в отзыве не согласилась с доводами жалобы, посчитав обжалуемое решение законным и обоснованным.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Регистрационная служба и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 25.09.2007 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установлено судом, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены запись от 27.11.2003 N 21-01/21-9/2003-324 о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 319 890 000 квадратных метров, назначение - группа лесов первая, категория защитности - леса природных парков, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лесничество кварталы, с 1-го по 65-й, Пихтулинское лесничество кварталы с 1-го по 62-й, Сосновское лесничество кварталы с 1-го по 62-й, Северное лесничество кварталы с 1-го по 63-й, Чебоксарское лесничество кварталы с 1-го по 62-й, условный номер объекта - 21:21:00:0000; и запись от 15.12.2003 N 21-01/17-3/2003-53 о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 286 900 000 квадратных метров, назначение - группа лесов первая, категории защитности - противоэррозионные леса, лесопарковая часть лесов зеленой зоны, защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог, леса первой и второй зоны округов санитарной охраны курортов, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, Моргаушский район, Красноармейский район, Цивильский район, Чебоксарский район, Ядринский район, город Чебоксары, Опытный лесхоз, Малиновское лесничество кварталы с 1-го по 47-й, Карачуринское лесничество кварталы с 1-го по 126-й, Цивильское лесничество кварталы с 1-го по 119-й, Ильинское лесничество кварталы с 1-го по 88-й, Икковское лесничество кварталы с 1-го по 56-й, Сормовское лесничество кварталы с 1-го по 55-й, условный номер объекта 21:17:00:0000.
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что участок лесного фонда площадью 3 540 гектаров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лнсничество# кварталы с 46-го по 65-й, Пихтулинское лесничество кварталы с 58-го по 61-й, Сосновское лесничество кварталы 1, 8, 15, 22, 29, 30, 38, 39, 46, 53, 60, 61, 62-й, Северное лесничество кварталы 33, 34, 47, 48, 62-й, Чебоксарское лесничество кварталы с 53-го по 62-й, а также участок лесного фонда площадью 2 235 гектаров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Опытный лесхоз, Карачуринское лесничество кварталы 14, 28, 29-й, с 31-го по 49-й, с 55-го по 59-й, с 69-го по 92-й, незаконно включены в реестр федеральной собственности, поскольку находятся на территории города Чебоксары и не относятся к лесному фонду.
Из содержания статей 7, 10 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда, следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Как установил суд и не оспаривается участвующими в деле лицами, в 1994 году подготовлены материалы лесоустройства в отношении спорных участков лесного фонда, согласно которым указанные участки отнесены к лесам первой группы.
Городская черта города Чебоксары утверждена постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25.04.1997 N 678 "Об утверждении городской черты города Чебоксары". Таким образом, к моменту установления городской черты города Чебоксары спорные земельные участки уже относились к землям лесного фонда и могли быть переведены в земли поселений только в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а именно в соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
Таким образом, правовой статус участков лесного фонда, отнесенных к лесам первой группы, мог быть изменен только Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятием земель лесного фонда". На момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда они в установленном порядке в категорию земель населенных пунктов не были переведены.
Материалами дела подтверждено, что Заволжская часть Чувашской Республики в границах Чебоксарского городского муниципального образования не является непосредственно землями города Чебоксары. В соответствии с пунктом 2 постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 09.04.1999 N 174 "Об утверждении границ Чебоксарского городского муниципального образования в Заволжской части Чувашской Республики" эти земли переданы в административно-территориальное подчинение городу Чебоксары, что не влечет за собой прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 02.03.2006 по делу N 2-33/2006 по заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным постановления Администрации от 18.10.2005 N 255 "Об отнесении земельных участков из состава земель лесного и водного фондов в состав земель поселений" установлено, что указанные в приложении к данному постановлению земельные участки (те же самые участки, право федеральной собственности на которые оспаривает истец и по настоящему делу) из состава лесного фонда не вошли в городскую черту при ее установлении в 1997 году.
Муниципальное образование - Чебоксарский городской округ (город Чебоксары с входящими в его состав населенными пунктами: поселками Сосновка, Северный, Новые Лапсары, деревней Чандрово) - создано в 2004 году на основании Закона Чувашской республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского, поселения, муниципального района и городского округа".
Изложенное свидетельствует о том, что спорные участки лесного фонда на момент государственной регистрации права федеральной собственности на них не относились к городским лесам, эти участки находились на землях лесного фонда, а не на землях городского поселения.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности и государственная регистрация права федеральной собственности на них осуществлена правомерно. При указанных обстоятельствах исковые требования Администрации удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя о том, что зарегистрированное право федеральной собственности нарушает право муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14 и 16 названного закона, отклоняется, так как правовой статус спорных участков лесного фонда не изменен и они в установленном порядке не переведены в категорию земель населенных пунктов.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя в размере 1 000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 000 рублей, излишне уплаченных по платежному поручению от 15.08.2007 N 499 при подаче кассационной жалобы, подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2007 по делу N А79-11094/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Возвратить администрации города Чебоксары Чувашской Республики из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.08.2007 N 499. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Шишкина |
Г.А. Князева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 02.03.2006 по делу N 2-33/2006 по заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным постановления Администрации от 18.10.2005 N 255 "Об отнесении земельных участков из состава земель лесного и водного фондов в состав земель поселений" установлено, что указанные в приложении к данному постановлению земельные участки (те же самые участки, право федеральной собственности на которые оспаривает истец и по настоящему делу) из состава лесного фонда не вошли в городскую черту при ее установлении в 1997 году.
Муниципальное образование - Чебоксарский городской округ (город Чебоксары с входящими в его состав населенными пунктами: поселками Сосновка, Северный, Новые Лапсары, деревней Чандрово) - создано в 2004 году на основании Закона Чувашской республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского, поселения, муниципального района и городского округа".
...
Довод заявителя о том, что зарегистрированное право федеральной собственности нарушает право муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14 и 16 названного закона, отклоняется, так как правовой статус спорных участков лесного фонда не изменен и они в установленном порядке не переведены в категорию земель населенных пунктов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2007 г. по делу N А79-11094/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника