Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 10 октября 2007 г. N А11-13815/2006-К2-21/867/11
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2008 г. N А11-13815/2006-К2-21/867/11
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П.
при участии представителя
от заявителя: Лебедева М.Ю. (доверенность от 04.11.2006 N 38/д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.03.2007 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2007 по делу N А11-13815/2006-К2-21/867/11, принятые судьями Устиновой О.В., Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Кирилловой М.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тримо-ВСК" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области от 07.12.2006 N 650 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тримо-ВСК" (далее ООО "Тримо-ВСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 07.12.2006 N 650.
Решением суда от 09.03.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2007 судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации. В ходе проведения камеральной проверки проводился опрос бухгалтера Общества, при котором ему предлагалось дать пояснения по поводу обнаруженных противоречий в документах, поэтому права Общества нарушены не были.
В отзыве на кассационную жалобу Общество и его представитель в судебном заседании указали на законность судебных актов и просили оставить их без изменения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в суд не направила.
Законность обжалованных судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.09.2006 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, в которой уменьшило сумму налога, подлежащего уплате на 1 831 716 рублей.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку данной декларации и установила неуплату 356 836 рублей налога на добавленную стоимость в результате неправомерного заявления налоговых вычетов по счетам-фактурам ООО "Быково Трэйдинг", содержащим недостоверную информацию.
По результатам проверки принято решение от 07.12.2006 N 650, в котором Обществу предложено уплатить 356 836 рублей налога на добавленную стоимость. В привлечении к налоговой ответственности отказано ввиду наличия у Общества переплаты по налогу на добавленную стоимость.
Налогоплательщик, посчитав, что Инспекция при проведении проверки нарушила статьи 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, обжаловал данное решение в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленные требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также определением Конституционного суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О. Суд исходил из того, что налоговый орган, доначислив сумму налога на добавленную стоимость к уплате, не учел наличия на лицевом счете налогоплательщика переплаты, перекрывающей сумму недоимки.
Суд апелляционной инстанции поддержал данную позицию.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 названной статьи).
Согласно пункту 5 данной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Из содержания пункта 5 статьи 78 Кодекса следует, что при наличии переплаты налога налоговые органы имеют право самостоятельно направлять эти суммы на погашение имеющейся на тот момент у налогоплательщика задолженности по уплате налога.
Следовательно, размер недоимки за определенный налоговый период устанавливается с учетом размера переплаты налога, числящейся по лицевому счету налогоплательщика.
Судами обеих инстанций установлено, что налогоплательщик не подтвердил свое право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 356 835 рублей. Вместе с тем в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган установил наличие у Общества переплаты по названному налогу в сумме 2 507 998 рублей, что отражено в решении Инспекции.
В соответствии с определением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2008 г. N А11-13815/2006-К2-21/867/11 текст предыдущего абзаца следует читать: "Судами обеих инстанций установлено, что у предприятия имелась переплата по налогу на добавленную стоимость в период, предшествующий периоду за который произведено доначисление 356 836 рублей налога на добавленную стоимость. Данное обстоятельство исключает возможность взыскания указанной суммы"
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 356 836 рублей. Данный вывод материалам дела не противоречит.
Суд первой инстанции и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае являются основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.03.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2007 по делу N А11-13815/2006-К2-21/867/11 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области 1 000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
О.П. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
По мнению налогоплательщика, по итогам налоговой проверки ему неправомерно доначислена недоимка по НДС, поскольку по этому налогу у него имеется переплата, перекрывающая суммы выявленной недоимки.
При рассмотрении настоящего дела суд исходил из того, что согласно п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Из системного толкования данной нормы и п.5 ст.78 НК РФ следует, что размер недоимки за определенный налоговый период устанавливается с учетом размера переплаты налога, числящейся по лицевому счету налогоплательщика.
В ходе налоговой проверки налоговый орган установил наличие у налогоплательщика переплаты по НДС в сумме, превышающей сумму выявленной недоимки.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налогоплательщику НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2007 г. N А11-13815/2006-К2-21/867/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника