Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 сентября 2007 г. N А82-7860/2006-29
г. Нижний Новгород |
|
21 сентября 2007 г. |
Дело N А82-7860/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2007.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.09.2007.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А82-7860/2006-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн" к государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения
и установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (далее ОАО "Сатурн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным решения от 27.04.2006 N 463 о направлении требования об уплате 3 237 520 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 349 067 рублей пеней.
Решением от 17.01.2007 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 08.06.2007 указанное решение изменено: решение Фонда социального страхования от 27.04.2006 N 463 признано недействительным относительно 3 231 941 рубля 24 копеек недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пеней, в остальной части в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
Фонд не согласился с принятым апелляционным судом постановлением в части признания недействительным решения от 27.04.2006 N 463 относительно направления требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 3 231 941 рубля 24 копеек, соответствующей суммы пеней и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил (истолковал) Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765. На его взгляд, Перечень устанавливает исключения из любых доходов физических лиц и является исчерпывающим, следовательно, начисленный по всем основаниям доход служит базой для исчисления страховых взносов.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления (в оспариваемой части) проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, Фонд социального страхования провел документальную выездную проверку ОАО "Сатурн" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформил актом от 03.04.2006 N 25н/с, и установил факты занижения базы для исчисления страховых взносов в общей сумме 294 320 031 рубль, что привело к неуплате страховых взносов в сумме 3 237 520 рублей.
По результатам проверки заместитель руководителя Фонда принял в том числе решение от 27.04.2006 N 463 о направлении страхователю требования об уплате 3 237 520 рублей недоимки по страховым взносам и 349 067 рублей пеней.
Общество не согласилось с данным решением и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 5, 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 3 Правил исчислении, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, статьями 129, 144, 167, 168 Трудового кодекса Российской Федерации, Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, постановлением Правительства Российской Федерации 08.02.2002 N 93 "Об утверждении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанных с производством и реализацией" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации", суд первой инстанции сделал выводы о том, что базой для начисления страховых взносов являются только те выплаты в пользу физических лиц, которые связаны с выполнением ими работы (служебных обязанностей); о правомерности выводов Фонда относительно начисления страховых взносов на выплаты в суммах 178 400 рублей и 328 864 рублей (компенсаций суточных расходов на однодневные командировки и затрат на проезд работникам, проживающим вне поселка Волжский), поскольку они были связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей; о необоснованном начислении страховых взносов на остальные выплаты, не имевшие непосредственного отношения к трудовым обязанностям застрахованных лиц. С учетом этого суд удовлетворил заявленное Обществом требование.
Апелляционный суд изменил данное решение: отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 27.04.2006 N 463 в части направления требования об уплате 5 578 рублей 76 копеек недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пеней (в отношении выплат физическим лицам в суммах 178 400 рублей и 328 864 рублей), в остальной части (касательно недоимки по страховым взносам в сумме 3 231 941 рубля 24 копеек и соответствующей суммы пеней) повторно признал решение Фонда недействительным.
Таким образом, несмотря на некорректное изложение резолютивной части постановления, апелляционный суд по сути согласился с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения Фонда социального страхования от 27.04.2006 N 463 о направлении требования об уплате 3 231 941 рубля 24 копеек недоимки по страховым взносам и соответствующей суммы пеней.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Страховые взносы уплачиваются страхователями исходя из страховых тарифов, которые в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 125-ФЗ ежегодно устанавливаются отдельными федеральными законами в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Оплата труда складывается непосредственно из заработной платы, а также выплат стимулирующего характера.
Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм следует, что страховые взносы начисляются работодателем на выплаты, производимые работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с установленной работодателем системой оплаты труда.
В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, уточнено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 названных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Таким образом, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные в дело документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды обеих инстанций установили, что уплаченные за работников денежные средства (путем безналичных расчетов) за счет чистой прибыли в качестве компенсации на питание, оплату услуг социальной сферы (билетов на концерты, спектакли, посещения бассейнов, услуг по диагностике, массажу, лечебных ванн, стоматолога), а также выплаченные единовременные пособия при рождении детей и выплаты лицам, поступившим на предприятие после прохождения службы в армии не были связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Данные выводы основаны на имеющихся в деле документах и не противоречат им.
Следовательно, названные выплаты не подлежали учету при исчислении страховых взносов.
В силу пунктов 8 и 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, выплаченные работникам денежные средства в виде материальной помощи в связи со смертью родственников, а также компенсаций суточных сверх установленных законодательством норм Общество правомерно не включило в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного решение Фонда социального страхования от 27.04.2006 N 463 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 3 231 941 рубля 24 копеек и соответствующей суммы пеней не соответствовало закону, в связи с чем правомерно признано недействительным.
Ссылка заявителя на пункт 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку в нем речь идет о выплатах, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования. В рассматриваемом случае Общество осуществляло выплаты за счет чистой прибыли в соответствии с изданными руководителем приказами. Как верно указал Фонд, этот Перечень расширительному толкованию не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит отнесению на Фонд социального страхования.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2007 в части признания недействительным решения государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.04.2006 N 463 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 3 231 941 рубля 24 копеек, соответствующей суммы пеней и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А82-7860/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
...
В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, уточнено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 названных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 сентября 2007 г. по делу N А82-7860/2006-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника