Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 октября 2007 г. N А17-191/5-2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Евтеевой М.Ю., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Соколовой Ю.Н. (доверенность от 17.09.2007)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области на решение от 19.04.2007 Арбитражного суда Ивановской области и на постановление от 23.07.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А17-191/5-2007, принятые судьями Голиковым С.Н., Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., по заявлению Ивановской областной общественной организации инвалидов "Помощь" о признании недействительным решения налогового органа от 11.10.2006 N 659 и установил:
Ивановская областная общественная организация инвалидов "Помощь" (далее ИОООИ "Помощь", Организация инвалидов) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 11.10.2006 N 659 о доначислении 102 рублей налога на имущество и двух рублей 54 копеек пеней.
Решением от 19.04.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 23.07.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили пункт 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П.
Налоговый орган считает, что ИОООИ "Помощь" не имеет права на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной в пункте 3 статьи 381 Кодекса, поскольку она не является общероссийской общественной организацией инвалидов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Организация инвалидов возразила в отзыве на кассационную жалобу против доводов Инспекции, посчитав вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил позицию по делу, изложенную в кассационной жалобе.
ИОООИ "Помощь" надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность судебных актов Арбитражного суда Ивановской области и Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИОООИ "Помощь" представила 27.07.2006 в Инспекцию расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за полугодие 2006 года.
В ходе камеральной проверки данного расчета налоговый орган установил неуплату Организацией инвалидов 102 рублей названного налога вследствие необоснованного применения льготы, предусмотренной в пункте 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации для общероссийских организаций инвалидов, к которым налогоплательщик не относится.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 11.10.2006 N 659 об отказе в привлечении ИОООИ "Помощь" к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить 102 рубля налога на имущество, а также два рубля 54 копейки пеней.
Организация инвалидов обжаловала решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Суд исходил из того, что у налогового органа отсутствовали основания для признания незаконным применения налогоплательщиком спорной льготы.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Общественные организации инвалидов представляют собой одну из форм таких общественных объединений.
Согласно абзацу 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В силу абзаца 1 статьи 33 названного Закона общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть являются формой социальной защиты инвалидов.
По территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и равны перед законом независимо от их организационно-правовых форм (статьи 14 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).
В пункте 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты налога на имущество освобождаются: общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.12.1999 N 18-П разъяснил, что освобождение от уплаты обязательных платежей как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации.
Таким образом, региональные общественные организации инвалидов также имеют право на получение государственной поддержки, выраженной льготе, предусмотренной в пункте 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод согласуется и с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2002 N 2695/01.
Арбитражный суд Ивановской области установил и Инспекция не отрицает, что ИОООИ "Помощь" является общественным объединением, шесть из семи членов данного объединения являются инвалидами, имущество объединения используется исключительно для осуществления уставной деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для вывода о незаконном применении ИОООИ "Помощь" искомой льготы, поэтому правомерно признал недействительным решение Инспекции от 11.10.2006 N 659.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, не установлено.
Инспекция не исполнила определение суда кассационной инстанции от 13.09.2007 и не представила подлинный экземпляр платежного поручения об уплате 1 000 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы, поэтому данная государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 19.04.2007 Арбитражного суда Ивановской области и постановление от 23.07.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А17-191/5-2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании п.3 ст.381 НК РФ общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности.
По мнению ИФНС, региональная общественная организация инвалидов неправомерно воспользовалась указанной льготой, поскольку она не относится к общероссийским организациям.
В ходе рассмотрения дела суд указал, что в силу абз.1 ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть являются формой социальной защиты инвалидов.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 23.12.1999 г. N 18-П, освобождение от уплаты обязательных платежей как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации.
Таким образом, региональная общественная организация инвалидов правомерно воспользовалась льготой, предусмотренной п.3 ст.381 НК РФ, и претензии налогового органа являются необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2007 г. по делу N А17-191/5-2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника