Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 17 октября 2007 г. N А43-4320/2007-15-95
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Прониной С.А.,
при участии представителя от третьего лица - Территориального органа департамента социальной защиты населения: Несена А.В. по доверенности от 10.01.2007,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на решение от 06.08.2007 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-4320/2007-15-95, принятое судьей Игнатовой И.И., по иску общества с ограниченной ответственностью "Автозаводские энергетические сети", Нижний Новгород, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, город Москва,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (управление социальной защиты населения Автозаводского района Нижнего Новгорода), о взыскании 42 287 116 рублей 71 копейки и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозаводские энергетические сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 42 287 116 рублей 71 копейки расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг в 2003 и 2004 годах в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Нижегородской области и территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (управление социальной защиты населения Автозаводского района Нижнего Новгорода).
Суд первой инстанции решением от 06.08.2007 удовлетворил иск частично: взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 14 242 110 рублей 60 копеек убытков от предоставления льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году и 20 069 019 рублей 05 копеек по Федеральному закону "О ветеранах" в 2004 году со ссылкой на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Суд исходил из того, что причиной убытков истца явилось недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов, произведенных при предоставлении указанных льгот. Во взыскании убытков за 2003 год суд отказал истцу в связи с истечением срока исковой давности, примененного по заявлению ответчика.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что основания для взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации отсутствуют, поскольку в соответствии со статьей 10 Закона "О ветеранах" финансирование спорных расходов должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Нижегородской области. Ответчик указывает, что Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не включен в содержащийся в статье 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" перечень законов, предусматривающих финансирование из федерального бюджета фактически произведенных расходов при предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По мнению ответчика, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями последнего и возникшими у истца убытками отсутствуют, так как денежные средства для финансирования данных затрат перечислены Нижегородской области в полном объеме.
Кроме того, Управление считает, что для принятия законного и обоснованного решения необходимо исследовать состав предъявленных к возмещению убытков и выделить из них сумму жилищных услуг.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседания не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность решения от 06.08.2007 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-4320/2007-15-95 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Автозаводские энергетические сети" (поставщик) и Управление по труду и социальной защите населения администрации Автозаводского района Нижнего Новгорода заключили договоры от 30.10.2003 N 64, от 27.10.2003 N 96, от 14.04.2004 N 32 и от 17.02.2004 N 78, по условиям которых Администрация обязалась возмещать поставщику суммы расходов в части предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате оказанных коммунальных услуг.
Предметом настоящего иска явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах" за 2003 - 2004 годы и невозмещения расходов сверх выделенных лимитов из бюджета.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В пункте 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" установлено, что расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Таким образом, источником финансирования льгот по данному Закону является федеральный бюджет.
Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Следовательно, предъявленные истцом к возмещению расходы на погашение задолженности, образовавшейся в силу предоставления льгот по оплате оказанных услуг в соответствии с Законом о ветеранах, должны возмещаться из средств федерального бюджета.
Арбитражный суд Нижегородской области всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и установил, что Управление перечислило ООО "Автозаводские энергетические сети" денежные средства в пределах выделенных лимитов в полном объеме. Компенсация затрат истца не произведена вследствие недостаточного финансирования установленных льгот из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд области правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о возложении ответственности по возмещению спорных убытков на субъект Российской Федерации судом округа во внимание не принимается, поскольку реализация социальных гарантий по Закону о ветеранах относится к расходным обязательствам федерального бюджета. При недостаточности финансирования предоставленных истцом льгот взыскание обоснованно произведено с Российской Федерации.
Аргументы подателя жалобы относительно неисследования судом состава предъявленных к возмещению убытков суд округа во внимание не принимает, поскольку данные возражения в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 06.08.2007 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-4320/2007-15-95 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
С.А. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2007 г. по делу N А43-4320/2007-15-95
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника