Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 6 ноября 2007 г. N А79-2803/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Чудаковой В.Е., доверенность от 31.10.2007, Егорова Л.В., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Калина" на решение от 03.05.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2007 по делу N А79-2803/2007 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Кудряшовым В.Н., Захаровой Т.А., Кирилловой М.Н., Урлековым В.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - ООО "Калина", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.03.2007 N 00174 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда Чувашской Республики от 03.05.2007 Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2007 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды при рассмотрении настоящего спора неправильно применили статьи 15.1, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; по его мнению, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, налоговой орган лишен полномочий на проведение проверки по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью.
Инспекция в отзыве отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на законность оспариваемых судебных актов.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 06.11.2007.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.02.2007 Инспекция провела проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о порядке работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций ООО "Калина", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, село Калинино, улица Гагарина, д. 53, и установила превышение Обществом установленных лимитов хранения наличных денежных средств в кассе в период с 14.01.2007 по 13.02.2007.
По результатам проверки Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 01.03.2007 N 00006.
На основании протокола руководитель налогового органа вынес постановление от 14.03.2007 N 00174 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд Чувашской Республики.
Суд первой инстанции отказал ООО "Калина" в удовлетворении заявленного требования, руководствуясь статьей 15.1 Кодекса, пунктами 2.5, 2.6, 5, 7 и 9 Порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40. Суд исходил из того, что в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения - накопление Обществом в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.08.2007 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.
Согласно пункту 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П в кассах предприятий могут храниться наличные денежные средства в пределах лимитов, который устанавливает обслуживающий их банк по согласованию с руководителями данных предприятий. Лимит устанавливается всем предприятиям ежегодно независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Суды первой и апелляционной инстанций на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех доказательств установили, что на момент проверки в кассе Общества производилось накопление наличных денежных средств сверх установленного лимита.
При таких обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции, выводы судов о том, что в действиях ООО "Калина" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы Общества относительно отсутствия у налогового органа полномочий на проведение проверки по вопросу соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Согласно пункту 1 статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы.
Соответственно, Инспекция в пределах предоставленных ей полномочий провела проверку по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций.
С учетом изложенного нормы материального права суды первой и апелляционной инстанции применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допустили, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 03.05.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2007 по делу N А79-2803/2007 Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех доказательств установили, что на момент проверки в кассе Общества производилось накопление наличных денежных средств сверх установленного лимита.
При таких обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции, выводы судов о том, что в действиях ООО "Калина" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, являются правильными.
...
Согласно пункту 1 статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 ноября 2007 г. по делу N А79-2803/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 264/08
05.03.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 264/08
06.11.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А79-2803/2007
03.05.2007 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-2803/07