Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 ноября 2007 г. N А39-1409/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Чигракова А.И., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по делу N А39-1409/2007 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятое судьями Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., Москвичевой Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техностиль" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 12.04.2007 N 79 о привлечении к административной ответственности и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техностиль" (далее ООО "Техностиль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее Инспекция, налоговый орган) от 12.04.2007 N 79 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 03.05.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.08.2007 решение отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил пункты 29 и 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 N 40 и пункт 3 приложения N 3 к названному Порядку. По мнению Инспекции, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу Общество не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на законность принятого судебного акта.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в ООО "Техностиль" (расположенном по адресу: город Саранск, ул. Веселовского, 27а) и установила нарушение пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), и пункта 3 приложения N 3 к названному Порядку, выразившееся в отсутствии специально оборудованной кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 15.1 КоАП РФ, проверяющие составили протокол об административном правонарушении от 03.04.2007 N 1640. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Инспекции вынес постановление от 12.04.2007 N 79 о назначении Обществу за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения штрафа в сумме 40 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 15.1 Кодекса, пунктом 29 Порядка, пунктом 3 приложения N 3 к нему, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное Обществом требование, посчитав, что факт отсутствия кассы (без наличия денежного остатка и совершения операций с наличными денежными средствами на момент выявления такого нарушения) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим причинам.
В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверхустановленных лимитов.
В силу пункта 29 названного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3.
Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 этого приложения, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; должны иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Из содержания приведенных норм следует, что помещение, где совершаются кассовые операции должно быть надлежащим образом оборудовано, а отсутствие в нем денежной наличности не является основанием для освобождения предприятия от административной ответственности.
Факт отсутствия в помещении Общества, расположенного по адресу: город Саранск, ул. Веселовского, 27а, кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и не отрицается Обществом.
Осуществление в помещении бухгалтерии Общества расчетов наличными деньгами в период с 01.01.2007 по 02.04.2007 при отсутствии изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, сейфа для временного хранения денег, железной двери и решеток на окнах, подтверждается актом проверки полноты учета выручки от 02.04.2007 N 000116, а также кассовой книгой за первый квартал 2007 года.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что факт отсутствия кассы без совершения операций с наличными денежными средствами в момент выявления нарушения и при отсутствии наличных денежных средств в кассе не образует состава названного административного правонарушения, является неверным, в связи с чем постановление Первого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007 по делу N А39-1409/2007 Арбитражного суда Республики Мордовия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.05.2007 по данному делу оставить в силе.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2007 г. по делу N А39-1409/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника