Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 ноября 2007 г. N А17-1646/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - прокурора Родниковского района Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 по делу N А17-1646/2007, принятые судьями Чеботаревой И.А., Лысовой Т.В., Ольковой Т.М., Караваевой А.В., по заявлению прокурора Родниковского района Ивановской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Наш дом" к административной ответственности и установил:
прокурор Родниковского района Ивановской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Наш дом" (далее - ООО "Агентство недвижимости "Наш дом", Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.07.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
Прокурор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды не применили подлежащую применению часть 4 статьи 4.5 КоАП РФ. По мнению Прокурора, срок давности привлечения ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" к административной ответственности должен исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя Общества. Следовательно, выводы судов об истечение срока давности являются ошибочными.
ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" в отзыве на жалобу с доводами Прокурора не согласилось, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Прокурор и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОВД по Родниковскому муниципальному району и МРО N 1 ОРЧ УНП УВД по Ивановской области в ходе проверки в отношении директора ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" Мироненкова С.Ю. (в период с 17.04.2007 по 16.05.2007 и с 25.04.2007 по 25.05.2007) установили, что Общество осуществляет эксплуатацию пожароопасных производственных объектов (автозаправочных станций) без соответствующей лицензии.
Не обнаружив в действиях директора Общества состава преступления, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, ОВД по Родниковскому муниципальному району и МРО N 1 ОРЧ УНП УВД по Ивановской области вынесли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.05.2007 и от 25.05.2007 соответственно.
Получив проверочные материалы и усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.06.2007 и направил его для рассмотрения в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 1.6, частью 1 статьи 2.1, статьей 2.10, частями 1 и 4 статьи 4.5, частью 2 статьи 14.1, пунктом 1 части 2 статьи 23.3, пунктом 6 статьи 24.5, статьей 28.2 и пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 17 и пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьями 2, 9 и 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, и пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявленного требования, указав на пропуск срока давности привлечения ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" к административной ответственности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая производственный объект обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Положения (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные греть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.
Факт эксплуатации Обществом автозаправочных станций, расположенных в Родниковском районе на автодороге Иваново-Кинешма (перекресток Родники-Шуя) и около поворота в поселок Каменский, установлен судами и подтвержден материалами дела, в связи с чем суд сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что вменяемое Обществу правонарушение выявлено 19.04.2007, когда должностное лицо ОБЭП ОВД по Родниковскому муниципальному округу, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, зафиксировало в рапорте факт эксплуатации ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" автозаправочных станций без соответствующих лицензий. На момент принятия судом первой инстанции решения (05.07.2007) срок давности привлечения Общества к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Прокурору в удовлетворении заявленного требования о привлечении ООО "Агентство недвижимости "Наш дом" к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Доводы Прокурора о необходимости исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с 16.05.2007 (с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора Общества) обоснованно отклонены судебными инстанциями, как не соответствующие частям 1, 2 и 4 статьи 4.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2007 по делу N А17-1646/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора Родниковского района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2007 г. по делу N А17-1646/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника