Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22 ноября 2006 г. N А28-4057/2006-71/29
(извлечение)
Открытое акционерное общество ""# (далее - ОАО ""#, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.01.2006 N 09-20/371 о прекращении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.05.2006 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального права.
Сославшись на пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 45, пункт 1 статьи 143, пункты 1, 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", пункты 7, 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, заявитель считает, что действующим законодательством не предусмотрено наступление последствий нарушения месячного срока для принятия решения о прекращении реструктуризации задолженности, установленного в пункте 8 названного Порядка, поэтому данный срок не является пресекательным. Из содержания Порядка также не следует, что налоговый орган обязан указывать в решении о прекращении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет данные о размере задолженности по конкретному налогу и периоде ее возникновения. Таким образом, оспариваемое решение налогового органа от 26.01.2006 N 09-20/371 о прекращении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет вынесено правомерно на основе действующего законодательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации, Порядок), Инспекция приняла решение от 17.10.2001 N 65 о предоставлении ОАО права реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам, в том числе по налогу на добавленную стоимость.
На основании пункта 7 Порядка в связи с наличием задолженности по уплате текущих налоговых платежей налоговый орган вынес решение от 26.01.2006 N 09-20/371 о прекращении права Общества на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет.
ОАО не согласилось с решением налогового органа от 26.01.2006 N 09-20/371 и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленное требование, Арбитражный суд Кировской области руководствовался статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", пунктами 1, 7, 8 Порядка проведения реструктуризации и исходил из того, что Инспекция нарушила срок для принятия решения о прекращении реструктуризации, а также не указала в оспариваемом решении размер задолженности и период ее возникновения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Названный Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица (далее именуется - организация) перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января по 1 ноября 2002 года, по ее заявлению, поданному до 31 декабря 2002 года, и для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 года, по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
В силу пункта 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
В пункте 8 Порядка установлено, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
Таким образом, при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей, установленных графиком, налоговый орган в месячный срок, считая со дня возникновения указанных обстоятельств, должен принять решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество по состоянию на 01.10.2005 нарушило срок уплаты налога на добавленную стоимость за август 2005 года. Однако решение N 09-208371 о прекращении права на реструктуризацию Инспекция приняла 26.01.2006, то есть за пределами срока, установленного в пункте 8 Порядка проведения реструктуризации. Порядок проведения реструктуризации не предусматривает право налогового органа на принятие решения о прекращении реструктуризации за пределами месячного срока со дня возникновения задолженности по уплате текущих налоговых платежей либо неуплаты платежей, установленных графиком.
Кроме того, представленные в дело документы свидетельствуют о том, что ОАО исполнило график погашения задолженности, установленный решением налогового органа о предоставлении права на реструктуризацию, досрочно 12.01.2005, текущая задолженность по налогу на добавленную стоимость погашена 20.02.2006.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно признали недействительным оспариваемое решение налогового органа, удовлетворив заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.05.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2006 по делу N А28-4057/2006-71/29 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 ноября 2006 г. по делу N А28-4057/2006-71/29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании