Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 августа 2007 г. N А82-115/2007-29
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.
при участии представителей
от администрации городского округа город Рыбинск: Рыбченко И.А. (доверенность от 10.01.2007 N 11/23), Пяткина А.А. (доверенность от 06.04.2007 N 11/23),
от департамента финансов Ярославской области: Новаковской С.Ю. (доверенность от 12.07.2007)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Рыбинск на определение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по делу N А82-115/2007-29, принятые судьями Мухиной Е.В., Ольковой Т.М., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., по заявлению администрации городского округа город Рыбинск к администрации Ярославской области и департаменту финансов Ярославской области о взыскании не перечисленных в бюджет городского округа город Рыбинск 101 040 960 рублей и установил:
администрация городского округа город Рыбинск обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Ярославской области и департаменту финансов Ярославской области о взыскании неперечисленных в нарушение Закона Ярославской области от 28.12.2005 N 93-З "Об областном бюджете на 2006 год" в бюджет городского округа город Рыбинск 101 040 960 рублей.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2007 производство по делу прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация городского округа город Рыбинск не согласилась с вынесенными судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 162, 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что он является получателем бюджетных средств, поэтому в силу статьи 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. По его мнению, взыскание администрацией городского округа город Рыбинск денежных средств из областного бюджета в виде безвозмездной финансовой помощи обусловлено наличием между сторонами финансовых правоотношений, поэтому настоящий спор является экономическим, возникшим из гражданских правоотношений и относится к подведомственности арбитражного суда.
В судебном заседании представители администрации городского округа город Рыбинск подтвердили доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Департамент финансов Ярославской области в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация Ярославской области в отзыве на кассационную жалобу также указала на законность обжалуемых судебных актов; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Законом Ярославской области от 28.12.2005 N 93-З "Об областном бюджете на 2006 год" предусмотрено выделение денежных средств в виде финансовой помощи муниципальному образованию городской округ город Рыбинск.
По состоянию на 29.12.2006 в бюджет городского округа не поступило 101 040 960 рублей, поэтому администрация городского округа город Рыбинск обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Ярославской области и департаменту финансов Ярославской области о взыскании не перечисленных в нарушение Закона Ярославской области от 28.12.2005 N 93-З "Об областном бюджете на 2006 год" денежных средств.
Руководствуясь частью 2 статьи 27, статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем прекратил производство по делу.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В части 1 статьи 53 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Таким образом, дело с участием муниципального образования может быть рассмотрено арбитражным судом только в случаях, специально предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предметом настоящего спора является взыскание не перечисленных из бюджета Ярославской области в бюджет городского округа город Рыбинск межбюджетных трансфертов, предусмотренных Законом Ярославской области от 28.12.2005 N 93-З "Об областном бюджете на 2006 год". Данный спор возник из межбюджетных отношений и носит публично-правовой характер.
Процесс межбюджетного регулирования регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, который вместе с тем не содержит нормы о том, что споры между муниципальными образованиями и органами государственной власти субъекта Российской Федерации по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны арбитражным судам.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что рассматриваемый в рамках настоящего дела спор, вытекающий из бюджетных правоотношений, не отнесен к ведению арбитражного суда ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
Довод заявителя жалобы о том, что он является получателем бюджетных средств, поэтому в силу статьи 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет право на судебную защиту, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на администрацию городского округа город Рыбинск.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по делу N А82-115/2007-29 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на администрацию городского округа город Рыбинск.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
О.П. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2007 г. по делу N А82-115/2007-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника