Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 18 декабря 2007 г. N А29-3346/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Чигракова А.И., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Горчакова С.Н., доверенность от 19.11.2007, Старнийчук А.А., доверенность от 12.01.2007,
от ответчика: Елыниной Е.И., доверенность от 01.08.2007, Сорокиной С.М., приказ от 01.01.2002
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Щугор" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по делу N А29-3346/2007, принятые судьями Баублисом С.Л., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., Ольковой Т.М., по заявлению Сыктывкарской таможни о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Щугор" к административной ответственности и установил:
Сыктывкарская таможня (далее - Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Щугор" (далее - ООО "Щугор", Общество) к административной ответственности по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.06.2007 за вменяемое правонарушение Обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 14.10 и 28.3 КоАП РФ и не применили статью 24.5 КоАП РФ, часть 6 статьи 205 и часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения, поскольку производственная деятельность ООО "Щугор" была приостановлена и оно не продавало контрафактную продукцию. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом. Таможенные органы уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ, только в случае перемещения товаров с незаконным использованием чужого товарного знака через таможенную границу Российской Федерации либо в случае нахождения товаров под таможенным контролем. Факт нахождения товаров под таможенным контролем или перемещения их через границу Российской Федерации не установлен, следовательно, таможенный орган действовал неправомочно.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, указав на законность оспариваемых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2007 Таможня провела проверку в магазине "Светик", расположенном в Торговом центре "Дом Быта" по адресу: город Сыктывкар, улица Первомайская, 72, и установила, что на продажу выставлена парфюмерно-косметическая продукция с изображением товарных знаков GUY LAROCHE, RALPH LAUREN, LANCOME и CACHAREL, правообладателем которых является компания L'OREAL S.A., в отсутствие разрешения последнего на использование указанных товарных знаков. В этот же день таможенный орган вынес определение N 10202000-53/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ, таможенный орган составил протокол об административном правонарушении от 28.05.2007 N 10202000-53/2007 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Щугор" к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 14.10 КоАП РФ и положениями Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и назначил ему наказание в виде наложения штрафа в сумме 30 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 названной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в частности, должностные лица таможенных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ (пункт 12 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
В целях реализации положений части 2 статьи 27.3, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ Федеральная таможенная служба издала приказ от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", согласно которому должностные лица таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к Приказу, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.10 КоАП РФ, при выполнении возложенных на них функций.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации одной из функций таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности.
В главе 38 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены порядок и основания применения таможенными органами мер в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 393 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотренные главой 38 Кодекса меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что должностные лица таможенных органов обладают полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ, лишь в случае перемещения товаров с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров через таможенную границу Российской Федерации либо в случае нахождения их под таможенным контролем.
Аналогичная позиция изложена в Методических рекомендациях по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 КоАП РФ (нарушения в сфере интеллектуальной собственности), направленных Федеральной таможенной службой письмом от 29.06.2007 N 01-06/24387 в таможни для использования в работе.
В рассматриваемом случае Таможня вопреки требованиям части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в суд доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного товара под таможенным контролем или перемещения его через таможенную границу Российской Федерации. Следовательно, у таможенного органа не имелось законных полномочий на возбуждение производства по делу об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении.
При выявлении факта составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2007 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует читать: "от 02.06.2004"
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права. В удовлетворении заявления Таможни о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 14.10 КоАП РФ следует отказать.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по делу N А29-3346/2007 отменить.
В удовлетворении заявления Сыктывкарской таможни о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Щугор" к административной ответственности на основании статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Щугор" конфискованные на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2007 товары.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А29-3346/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника