Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 января 2008 г. N А39-2633/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Башевой Н.Ю., Евтеевой М.Ю.,
при участии представителей от заинтересованного лица: Прончатова О.Е., доверенность от 09.01.2008, Логинова Ю.Ю., доверенность от 09.01.2008,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Монако" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.09.2007 по делу N А39-2633/2007, принятое судьей Ситниковой В.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монако" о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монако" (далее ООО "Монако", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее Управление, налоговый орган) от 25.06.2007 N 20-14/05403.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.09.2007 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 366 и 370 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, игровые автоматы становятся объектом обложения налогом на игорный бизнес с момента их установки, а не с момента их регистрации, поэтому налоговый орган неправомерно привлек Общество к налоговой ответственности за неуплату данного налога и доначислил ему спорные суммы налога и пеней по нему.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, и указало на законность принятого судебного акта.
Представители налогового органа поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.01.2008.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее Инспекция) провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за декабрь 2006 года и установила неуплату налога за декабрь 2006 года в сумме 123 750 рублей. По мнению проверяющих, обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения. Заявление о регистрации игровых автоматов представлено Обществом в налоговый орган 13.12.2006, поэтому налог на игорный бизнес должен рассчитываться не по половинной, а по полной ставке.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 24.05.2007 N 258 о привлечении Общества к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 24 000 рублей. В этом же решении налогоплательщику предложено уплатить 123 750 рублей налога на игорный бизнес и 5 185 рублей пеней по нему.
Частично не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в Управление.
Рассмотрев жалобу Общества, руководитель Управления принял решение от 25.06.2007 N 20-14/05403, в котором изменил решение Инспекции. В результате Обществу доначислены 120 000 рублей налога на игорный бизнес, 4 139 рублей пеней по нему и 23 250 рублей штрафа.
Не согласившись с принятым решением Управления, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, руководствуясь статьей 364, пунктами 1, 2, 4 статьи 366, статьей 368, пунктом 1 статьи 369 и пунктом 3 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что игровые автоматы становятся объектом налогообложения с момента их регистрации в налоговом органе, то есть с даты подачи налогоплательщиком соответствующего заявления в Инспекцию.
Рассмотрев кассационную жалобу Общества, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) объектами обложения налогом на игорный бизнес являются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
Согласно статье 364 Кодекса игровым автоматом признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 366 Кодекса объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о его регистрации. Выбывшим игровой автомат считается с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
В пункте 3 статьи 370 Кодекса установлено, что при установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Из приведенных норм следует, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, не совпадающие по времени. При этом применение пониженной ставки налога зависит от момента установки объекта налогообложения.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата", исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Суд первой инстанции установил, что Общество направило 13.12.2006 в Инспекцию по почте заявление о регистрации 31 игрового автомата, указав дату их установки - 16.12.2006. В деле имеется акт установки игровых автоматов 16.12.2006. Иных сведений о дате установки объектов налогообложения в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах налоговый орган не был лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль.
Таким образом, суд пришел к неправильному выводу о том, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у Общества с даты подачи в Инспекцию заявления о регистрации, а не с даты установки объектов налогообложения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Арбитражный суд Республики Мордовия правильно применил нормы процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенного судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные пошлины по первой инстанции в сумме 2 000 рублей и по кассационной инстанции в сумме 1 000 рублей подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.09.2007 по делу N А39-2633/2007 отменить, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монако" - удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 25.06.2007 N 20-14/05403.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Монако" государственную пошлину по первой инстанции в сумме 2 000 рублей и по кассационной инстанции в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Мордовия выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
М.Ю. Евтеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз.2 п.3 ст.370 НК РФ при установке нового объекта налогообложения после 15 числа текущего налогового периодасумма налога по этому объекту за данный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога.
Налогоплательщик 13.12.2006 г. направил заявление о регистрации игровых автоматов, которые будут установлены 16.12.2006 г.
По мнению налогового органа, заявление направлено до 15 числа текущего налогового периода, поэтому налогоплательщик не вправе исчислять налоговую базу по пониженной ставке налога. Следовательно, ему правомерно доначислены суммы налога и соответствующие пени.
Опровергая позицию налогового органа, суд указал, что момент регистрации и момент установки игровых автоматов - разные события, не совпадающие по времени.
При этом исчисление налоговой базы по пониженной ставке зависит именно от момента установки игрового автомата.
Помимо этого налогоплательщиком представлен акт установки от 16.12.2006 г., что свидетельствует о правомерности применения пониженной ставки налога.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что налогоплательщик, направивший 13 числа текущего налогового периода заявление о регистрации игровых автоматов, которые будут установлены после 15 числа текущего налогового периода, правомерно исчислил базу по налогу на игорный бизнес по пониженной ставке. При этом отметил, что именно момент установки игровых автоматов влияет на применение льготного порядка исчисления налога.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. по делу N А39-2633/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника