Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 марта 2008 г. по делу N А82-4747/2007-35
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2008 г.
Дата изготовления постановления в полном объеме 7 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Апряткиной Г.С., Поповой Г.Г.,
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области на решение от 17.09.2007 Арбитражного суда Ярославской области и на постановление от 26.11.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-4747/2007-35, принятые судьями Чистяковой О.Н., Поляковой С.Г., Губиной Л.В., Тетерваком А.В., по иску Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области к администрации городского округа города Рыбинска, Департаменту недвижимости администрации городского округа города Рыбинска, администрации Рыбинского муниципального района, Управлению недвижимости, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, о признании права государственной собственности,
третьи лица - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Рыбинский кожно-венерологический диспансер" и муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи", и установил:
Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области (далее - ДУГИ) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации городского округа города Рыбинска (далее - Администрация города), Департаменту недвижимости администрации городского округа города Рыбинска Ярославской области (далее - Департамент недвижимости), администрации Рыбинского муниципального района (далее - Администрация района) и Управлению недвижимости, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее - Управление недвижимости) о признании права государственной собственности Ярославской области на нежилое здание, расположенное по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Баженова, дом 1.
Исковые требования основаны на статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 154 (пункте 11) Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), статье 85 (пункте 8) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) и постановлении администрации Ярославской области от 27.01.2005 N 11 "О принятии в собственность Ярославской области муниципальных учреждений здравоохранения". В мотивах истец указал на то, что спорное имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежало безвозмездной передаче в собственность Ярославской области, как принадлежащее государственному учреждению здравоохранения Ярославской области.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Рыбинский кожно-венерологический диспансер" (далее - Диспансер) и муниципальное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" (далее - Станция скорой помощи).
Решением от 17.09.2007 Арбитражного суда Ярославской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2007 Второго арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении искового требования отказано. Обе судебные инстанции исходили из того, что истец не представил доказательств использования спорного здания для оказания специализированной медицинской помощи и доказательств наличия оснований для признания за истцом права собственности на спорный объект.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ДУГИ обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что в нарушение статьи 1 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местной власти не передали субъекту Российской Федерации муниципальное имущество, необходимое последнему для оказания специализированной медицинской помощи. Вывод судов о том, что спорное здание не предназначено для оказания специализированной медицинской помощи, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Спорное имущество с 1998 года находилось в оперативном управлении муниципального учреждения здравоохранения с целью расширения площадей диспансера.
В отзыве на кассационную жалобу Диспансер поддержал позицию заявителя и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены состоявшихся судебных актов в силу следующего.
Как установил суд и видно из материалов дела, согласно акту приема-передачи от 27.12.1995 спорное здание, ранее находившееся на балансе акционерного общества "Рыбинские моторы" и использовавшееся для размещения детского сада N 59, во исполнение Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 передано в муниципальную собственность и закреплено 23.06.1998 за Диспансером на праве оперативного управления. Приказом от 01.12.2004 N 41-06/02-853 Департамента недвижимости администрации Рыбинского муниципального округа спорное здание изъято из оперативного управления Диспансера и передано в оперативное управление Станции скорой помощи.
В связи с разграничением полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации в соответствии с постановлением администрации Ярославской области от 27.01.2005 N 11 предусмотрена передача ряда муниципальных учреждений здравоохранения в ведение Ярославской области.
Согласно постановлению от 02.02.2005 N 103 главы Рыбинского муниципального округа Ярославской области из муниципальной собственности в собственность Ярославской области было передано имущество, закрепленное за Диспансером, в частности девять объектов недвижимости, непосредственно в которых располагался диспансер. Спорное помещение осталось в собственности муниципалитета.
Право муниципальной собственности на здание, расположенное в городе Рыбинске по улице Баженова, дом 1, в настоящее время в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ярославской области не зарегистрировано. В данных помещениях располагается станция скорой медицинской помощи.
Посчитав, что спорный объект незаконно находится в ведении ответчиков, ДУГИ обратился в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов по организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пунктом 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять муниципальное имущество на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу названных норм, обязанность передачи муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации возникает при условии осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации специально определенных полномочий, в частности, для оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических и других медицинских учреждениях.
Между тем, как установил суд, спорное здание фактически не использовалось в медицинской деятельности Диспансера, доказательств этого в материалах дела не имеется, а следовательно, имущество не подлежало передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания права государственной собственности на нежилое здание.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Ссылка заявителя на нахождение спорного объекта недвижимости в оперативном управлении Диспансера как доказательство использования в уставных целях не принимается во внимание, поскольку упомянутое право не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленными сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в кассационной инстанции, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 17.09.2007 Арбитражного суда Ярославской области и постановление от 26.11.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-4747/2007-35 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 марта 2008 г. по делу N А82-4747/2007-35
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника