Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 5 марта 2008 г. N А79-2176/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 сентября 2008 г. N А79-2176/2007
Дата изготовления постановления в полном объеме 05.03.2008.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2008.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Евтеевой М.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Шмелевой М.Н. (доверенность от 10.01.2008),
от заинтересованного лица: Степанова С.А. (доверенность от 28.12.2007 N 01-629),
от третьего лица: Степанова С.А. (доверенность от 29.12.2007 N 29/01-3414),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная топливная компания "Волганефтьхолдинг" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.12.2007 по делу N А79-2176/2007, принятое судьями Трусовым А.В., Велитченко Г.В., Крыловым Д.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная топливная компания "Волганефтьхолдинг" о признании частично недействующим нормативного правового акта и права его неприменения в части и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная топливная компания "Волганефтьхолдинг" (далее - ООО "ТПТК "Волганефтьхолдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующей Карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, и права ее неприменения в отношении земельного участка общей площадью 2 146 квадратных метра с кадастровым номером 21:01:02 05 03:0017 для размещения временной мини-АЗС на 250 заправок в сутки с предприятиями обслуживания, расположенного на пересечении улиц Гагарина и Цивильской города Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики привлечена администрация города Чебоксары (далее - Администрация).
Решением суда от 05.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано: Карта градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, признана соответствующей статье 15 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.09.2007 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
По результатам нового рассмотрения дела суд принял решение от 29.12.2007 об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ТПТК "Волганефтьхолдинг" не согласилось с данным судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; необоснованно не применил подлежащие применению часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество полагает, что Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, неотъемлемой частью которых является Карта градостроительного зонирования, не опубликованы в установленном порядке. Следовательно, указанная Карта "не приобрела нормативного статуса", не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе для Общества по спорным земельным отношениям. При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Чувашской Республики не учел выводы, содержащиеся в определении Верховного Суда Чувашской Республики от 26.12.2007 (кассационное дело N 33-2463-07) и в решении Ленинского районного суда города Чебоксары от 12.02.2008 по делу N 2-546/2008, которые, по мнению Общества, обязательны для арбитражного суда. Заявитель также указывает на то, что ранее в материалы арбитражных дел по вопросу строительства автозаправочной станции на спорном земельном участке представлялась Карта правового зонирования, согласно которой на данном земельном участке предусматривалось строительство и размещение автозаправочной станции с учетом Генерального плана. В материалы настоящего арбитражного дела администрация города Чебоксары представила под видом Карты правового зонирования схему, не утвержденную соответствующими подписями и печатью, то есть у Администрации имеются разные Карты правового зонирования, а не официальный нормативный правовой акт. Кроме того, по мнению заявителя, неопубликование данной Карты "по состоянию на февраль месяц 2006 года" нарушает права Общества.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, письменном пояснении к ней и поддержаны представителем Общества в судебном заседании.
Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики отзыв на кассационную жалобу в суд не представило; представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в судебном заседании против доводов Общества возразил.
Администрация города Чебоксары в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании против доводов Общества также возразили, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 30 минут 03.03.2008 до 17 часов 04.03.2008.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4, 5 статьи 194 Кодекса).
Арбитражный суд Чувашской Республики установил, что Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, составной частью которых является Карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, являются нормативным правовым актом. Оспариваемая часть данного нормативного правового акта затрагивает права и интересы ООО "ТПТК "Волганефтьхолдинг" в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, Общество имеет право на обращение в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ) Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя Карту градостроительного зонирования.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
В части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ) предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 Закона Чувашской Республики от 16.03.1996 N 3 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", пункта 21 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого положения нормативного правового акта) представительным органом местного самоуправления города Чебоксары являлось Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики.
Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, составной частью которых является Карта градостроительного зонирования, утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683.
Таким образом, Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики утвердило оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
Материалы дела свидетельствуют, Арбитражный суд Чувашской Республики установил и Общество не оспаривает, что Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, были опубликованы в кратком изложении (текст) вместе с указанным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в газете "Чебоксарские новости" от 22.07.12005 N 144. Карта градостроительного зонирования (далее - Карта), как составная часть нормативного правового акта, опубликована 22.02.2007 в газете "Чебоксарские новости" N 35-36 (3881).
Согласно пункту 1.4 Положения о Чебоксарском городском Собрании депутатов Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.12.2005 N 49 (действовавшего на момент опубликования Карты зонирования), решения Чебоксарского городского Собрания депутатов, подлежащие официальному опубликованию, публикуются в городской газете "Чебоксарские новости".
Таким образом, Карта градостроительного зонирования, как составная часть нормативного правового акта, была обнародована путем опубликования в названном печатном издании.
Проверив Карту на соответствие положениям частей 4, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не установил какого-либо несоответствия ее закону. Вывод суда в данной части не противоречит нормам права.
Каких-либо иных норм законов либо нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовала Карта, Общество в арбитражном суде не привело.
С учетом изложенного Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно не усмотрел оснований для признания Карты градостроительного зонирования недействующей и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что ему неправомерно отказано в удовлетворении требований, поскольку Карта "по состоянию на февраль месяц 2006 года" не была опубликована и, следовательно, права Общества на указанную дату были нарушены, отклоняются.
Из содержания норм главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, на момент рассмотрения дела в арбитражном суде.
В случае признания нормативного правового акта или его отдельных положений несоответствующими законам или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, они признаются арбитражным судом недействующими и не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На момент рассмотрения настоящего дела в Арбитражном суде Чувашской Республики Карта градостроительного зонирования была опубликована. С учетом изложенного на момент принятия решения у суда не было правовых оснований для признания Карты недействующей.
Ссылка Общества на определение Верховного Суда Чувашской Республики от 26.12.2007 во внимание не принимается.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для арбитражного суда обязательно только решение суда общей юрисдикции, вступившее в законную силу, по ранее рассмотренному гражданскому делу по вопросам об обстоятельствах, установленных решением данного суда, имеющим отношение к лицам, участвующим в арбитражном деле.
В данном случае определение Верховного Суда Чувашской Республики от 26.12.2007 (кассационное дело N 33-2463-07), согласно которому решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 12.10.2007 (иск гражданина Имендаева А.В. о признании недействующим решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 26.06.2007 N 680 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары") отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, не может быть расценено как обязательный судебный акт для арбитражного суда.
Ссылка Общества на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 12.02.2008 по делу N 2-546/2008 с учетом изложенного также не может быть принята во внимание. Кроме того, на момент принятия Арбитражным судом Чувашской Республики решения от 29.12.2007 по настоящему делу названное решение суда общей юрисдикции не было принято.
Остальные доводы заявителя жалобы также отклоняются как необоснованные.
Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта; выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на ООО "ТПТК "Волганефтьхолдинг".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.12.2007 по делу N А79-2176/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная топливная компания "Волганефтьхолдинг" - без удовлетворения.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная топливная компания "Волганефтьхолдинг".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
М.Ю. Евтеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 марта 2008 г. по делу N А79-2176/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника