Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2008 г. N А82-12550/2006-15
г. Нижний Новгород |
|
26 февраля 2008 г. |
Дело N А82-12550/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Бердникова О.Е., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Авиация Ярославля" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 по делу N А82-12550/2006-15, принятые судьями Коробовой Н.Н., Лобановой Л.Н., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Авиация Ярославля"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области о признании недействительным решения и требований
и установил:
открытое акционерное общество "Авиация Ярославля" (далее - ОАО "Авиация Ярославля", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.05.2006 N 11/134, требований от 17.05.2006 N 1540 и 4286.
Решением от 12.07.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.09.2007 данное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с указанными судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 33 Воздушного кодекса Российской Федерации; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, плательщиком транспортного налога является эксплуатант воздушных судов, поэтому обязанность по уплате налога прекратилась не с даты исключения части воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, а с момента аннулирования свидетельства эксплуатанта; воздушные суда не были своевременно исключены из Государственного реестра гражданских воздушных судов по вине регистрирующих органов; Общество осуществляло авиаперевозки пассажиров и грузов, поэтому правомерно применило налоговую льготу.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной 13.02.2006 налоговой декларации по транспортному налогу за 2005 год и установила, что являясь собственником и эксплуатантом двух самолетов и четырнадцати вертолетов, Общество неправомерно применило налоговую льготу, установленную в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации; неправильно определило налоговую базу по причине неверного применения коэффициента месяцев владения транспортными средствами; занизило ставки налога. Указанное привело к неуплате транспортного налога в размере 1 021 630 рублей.
Рассмотрев представленные материалы, руководитель Инспекции вынес решение от 12.05.2006 N 11/134 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в суммах 54 062 рублей и 216 248 рублей; предложил уплатить 1 021 630 рублей транспортного налога и 41 273 рубля 85 копеек пеней; предъявил требования от 17.05.2006 N 1540 и 4286 на уплату недоимки, пеней и налоговых санкций.
ОАО "Авиация Ярославля" не согласилось с принятым решением, а также требованиями и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 357, 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов по следующим причинам.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектами налогообложения являются в том числе самолеты и вертолеты.
Пассажирские и грузовые суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, не признаются объектами налогообложения (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса).
В пункте 1 статьи 362 Кодекса определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3 статьи 362 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 362 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в том числе в случаях списания гражданского воздушного судна или снятия его с эксплуатации (пункт 5 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и прекращается с момента исключения воздушных судов из названного реестра.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации за ОАО "Авиация Ярославля", которое являлось не только их эксплуатантом, но и собственником. Следовательно, до момента исключения части воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (30.08.2005, 24.11.2005, 05.12.2005) Общество обязано было исчислить транспортный налог в порядке, установленном в пункте 3 статьи 362 Кодекса.
В пункте 1 статьи 359 Кодекса указано, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии со статьей 361 Кодекса ставки транспортного налога на 2005 год были установлены в статье 2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-З (в редакции изменений от 15.11.2004) "О транспортном налоге в Ярославской области".
Занижение Обществом налоговой базы по транспортному налогу, выразившееся в неправильном определении коэффициента месяцев владения транспортными средствами, а также применение ставки налога, не соответствующей сведениям Управления инспекции по безопасности полетов относительно мощности двигателей, судами установлены и материалами дела подтверждены.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу в размере 1 021 630 рублей являются правильными.
Факт представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2005 год с нарушением срока, определенного в пункте 3 статьи 363.1 Кодекса (а именно 13.02.2006), Общество не оспаривает.
Как видно из материалов дела, ОАО "Авиация Ярославля" имело лицензии на осуществление нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов, а также на проведение авиационных работ (полетов по обследованию высоковольтных линий и линий связи, газопроводов, нефтепроводов, рек, каналов, автомагистралей в определенном регионе).
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды установили, что заключенные с ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" и Ухтинским филиалом ООО "Авиапредприятие "Газпромавиа" договоры от 27.12.2004 и от 01.01.2005 являлись договорами на выполнение авиационных работ (авиапатрулирование); по своей сути эти договоры не отвечали требованиям статей 785 и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации; большую часть выручки за 2005 год (94%) Общество получило от выполнения авиационных работ по названным договорам. С учетом этого суды сделали вывод о том, что перевозки пассажиров и грузов не являлись основным видом деятельности Общества, поэтому оно не вправе было применять налоговую льготу, установленную в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это не входит в его полномочия.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит отнесению на ОАО "Авиация Ярославля".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 по делу N А82-12550/2006-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиация Ярославля" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Авиатранспортное предприятие обжаловало решение налогового органа о доначислении транспортного налога. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик не исчислял транспортный налог в отношении воздушных судов, не исключенных из государственного реестра.
Суд, рассмотрев дело, поддержал позицию налогового органа. Довод налогоплательщика о том, что он не являлся в спорный период времени эксплуатантом данных воздушных судов в связи с чем не должен платить налог, был судом отклонен.
Как пояснил суд, обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских судов РФ и прекращается момента исключения воздушных судов из названного реестра.
В данном деле, соответствующие воздушные суда числились в государственном реестре за налогоплательщиком, поскольку именно он являлся их собственником.
Таким образом, до момента исключения воздушных судов из государственного реестра налогоплательщик был обязан платить транспортный налог.
На основании изложенного, суд отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2008 г. по делу N А82-12550/2006-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника