Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 6 июня 2008 г. N А29-7641/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Поповой Г.Г.,
судей Апряткиной Г.С., Князевой Г.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр альтернативной медицины и реабилитации" на решение от 14.01.2008 по делу N А29-7641/2007 Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Шипиловой Э.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр альтернативной медицины и реабилитации" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр альтернативной медицины и реабилитации" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее Инспекция) от 14.08.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Требование основано на статьях 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 21 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и мотивировано тем, что Инспекция незаконно отказала Обществу в государственной регистрации его ликвидации, так как в Инспекцию был представлен весь необходимый пакет документов, в том числе ликвидационный баланс.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Сославшись на статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", решением от 14.01.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду подпункт 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации
При этом суд исходил из того, что у Инспекции отсутствовали основания для принятия решения о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду представления в Инспекцию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суд не учел, что Инспекция не наделена полномочиями по правовой экспертизе представленных документов на предмет их достоверности (сведений, указанных в них), поэтому Инспекция при наличии полного пакета документов должна была осуществить указанные регистрационные действия. Кроме того, наличие задолженности по налогам и сборам не может являться основополагающим доводом при отказе в осуществлении государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установил суд, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 07.08.2007 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и приложило к заявлению ликвидационный баланс Общества.
Руководствуясь статьями 21 и 23 (пунктом 1) Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", Инспекция решением от 14.08.2007 отказала в осуществлении испрашиваемого регистрационного действия ввиду непредставления Обществом ликвидационного баланса.
Общество посчитало, что это решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 3 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", документы, предусмотренные статьей 21 данного закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации. Процедура ликвидации завершается составлением ликвидационного баланса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица подтверждает, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Из статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" следует, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона следует читать: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Суд установил, что по состоянию на 04.08.2007 у Общества имеется задолженность перед бюджетами по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на пользователей автомобильных дорог, по земельному налогу, по целевым сборам с граждан, предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, задолженность в Пенсионный фонд и иные фонды.
Из материалов дела следует и заявитель не оспаривает, что в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе сведения о наличии задолженности перед бюджетами не отражены.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не считается достоверным, поэтому Инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ввиду непредставления достоверного ликвидационного баланса.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Определение третьей инстанции от 13.05.2008 в части предоставления Обществу отсрочки уплаты государственной пошлины следует считать утратившим силу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.01.2008 по делу N А29-7641/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр альтернативной медицины и реабилитации" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центр альтернативной медицины и реабилитации" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины. Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Г. Попова |
Г.А. Князева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. по делу N А29-7641/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника