Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 1 июля 2008 г. N А79-1781/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Якунина В.Н. (доверенность от 09.01.2008 N 8),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Чувашпечать" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.04.2008 по делу N А79-1781/2008, принятое судьей Андреевой С.В., по заявлению открытого акционерного общества "Чувашпечать" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Чувашпечать" (далее - ОАО "Чувашпечать", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2008 N 000026 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 16.04.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд нарушил пункт 3 статьи 15, часть 3 статьи 64, пункт 1 статьи 168, пункт 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 26.2 КоАП, неправильно применил Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", не применил подлежащие применению Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (статьи 8, 13) и Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". На его взгляд, налоговые органы не наделены полномочиями на осуществление проверочных закупок, в связи с чем представленные Инспекцией доказательства нельзя считать допустимыми.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Инспекция не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
ОАО "Чувашпечать", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в торговом киоске ОАО "Чувашпечать", расположенном по адресу: город Шумерля, улица Карла Маркса (автовокзал), и установила, что при получении продавцом наличных денежных средств в сумме 15 рублей в качестве оплаты за сигареты "Бонд" не применена контрольно-кассовая техника (акт от 06.02.2008 N 005831).
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.5 КоАП, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 05.03.2008 N 000043.
По результатам рассмотрения материалов дела руководитель Инспекции принял постановление от 11.03.2008 N 000026 о назначении ОАО "Чувашпечать" административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 14.5, 24.5 КоАП, статьями 2, 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП, за неприменение контрольно-кассовых машин", суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП; об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении; о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники в силу статьи 14.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.
Факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и Обществом не отрицается.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП, поэтому обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Ссылка заявителя на отсутствие у налогового органа полномочий по проведению проверочной закупки с целью установления факта административного правонарушения не может быть принята во внимание.
Контроль за применением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы.
Полномочия указанных органов установлены в статье 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт". В частности, налоговые органы проверяют документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Указанный закон не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки. Кроме того, акт проверочной закупки не являлся единственным доказательством, на основании которого установлен факт совершения административного правонарушения.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.04.2008 по делу N А79-1781/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чувашпечать" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводят проверки выдачи организациями кассовых чеков, налагают штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ, на организации и предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
По мнению ИФНС, общество правомерно привлечено к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ, т.к. при реализации товара продавцом ККМ не применялась.
Общество считает, что ИФНС нарушила процедуру привлечения к административной ответственности, так как у нее отсутствуют полномочия по проведению проверочной закупки.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа.
Установлено, что ИФНС провела проверку в торговом киоске общества и выявила, что при получении продавцом наличных денежных средств в качестве оплаты за товар не применялась ККТ.
Суд указал, что закон не содержит каких-либо запретов или ограничений в отношении действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе, запрета на осуществление контрольной закупки.
Кроме того, акт проверочной закупки не являлся единственным доказательством, на основании которого установлен факт совершения административного правонарушения.
Таким образом, суд счел, что налоговый орган не нарушил процедуру привлечения общества к административной ответственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2008 г. по делу N А79-1781/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника