Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 29 июля 2008 г. N А79-10094/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Михайлова К.Г. (доверенность от 09.01.2008 N 05-22/003),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 по делу N А79-10094/2007, принятое судьями Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., по заявлению Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, выразившегося в отказе возвратить 115 127 рублей земельного налога, и об обязании возвратить данную сумму налога и установил:
Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе возвратить 115 127 рублей земельного налога, и об обязании возвратить данную сумму налога.
Решением суда от 11.02.2008 заявленное требование удовлетворено частично: признано незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Управлению земельного налога за 9 месяцев 2006 года в сумме 33 675 рублей, за 2006 год в сумме 33 673 рублей, за первый квартал 2007 года в сумме 40 410 рублей, излишне уплаченного по платежным поручениям от 18.06.2007 N 2964 и 2976, от 16.07.2007 N 3861. Суд обязал Инспекцию возвратить Управлению 107 758 рублей земельного налога, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявленного требования. Признано незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате Управлению 7 369 рублей земельного налога, излишне уплаченного по платежным поручениям от 18.06.2007 N 2964 и 2976, от 16.07.2007 N 3861. Суд обязал Инспекцию возвратить Управлению 7 369 рублей земельного налога.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что Управление не относится к органам системы безопасности, поскольку не обладает специальными силами и средствами для обеспечения безопасности, поэтому не может быть освобождено от уплаты земельного налога. По его мнению, спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, так как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации каких-либо обременений (ограничений) на него. При этом Инспекция сослалась на пункт 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности". Заявитель жалобы также полагает, что Управление в апелляционной инстанции необоснованно изменило основание иска, нарушив тем самым нормы процессуального права.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против позиции налогового органа, считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главы администрации города Чебоксары от 25.09.1999 N 1805 "Об изъятии у Министерства юстиции Чувашской Республики земельного участка и закреплении его за Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике" Управление произвело регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (кадастровый номер 21:01:02 04 04:0044) площадью 7894 квадратных метра, занимаемым административным зданием в городе Чебоксары по улице Байдукова, 23 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.1999 серии 21 АА N 003341).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.06.2001 серии 21 АА N 527714 Управление зарегистрировало за собой право оперативного управления на административное здание площадью 5415,2 квадратного метра, расположенное по адресу: город Чебоксары, улица Байдукова, 23.
На основании соглашения от 14.12.2005 и договора от 04.02.2004 N 1 помещения в здании, расположенном по указанному адресу, распределены следующим образом: Ленинскому районному суду г. Чебоксары предоставлены в пользование помещения площадью 1915 квадратных метров; Калинискому# районному суду г. Чебоксары - 1477,2 квадратного метра; Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чувашской Республике - 345 квадратных метров; Верховному Суду Чувашской Республики - 1642 квадратных метра.
Управление платежными поручениями от 18.06.2007 N 2964 и 2976, от 16.07.2007 N 3891 уплатило земельный налог в суммах соответственно 35 978 рублей, 35 976 рублей и 43 173 рубля (всего 115 127 рублей) согласно представленным в Инспекцию авансовому расчету по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года, налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год и авансовому расчету по земельному налогу за первый квартал 2007 года.
Посчитав впоследствии, что у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате названного налога в связи с отсутствием объекта налогообложения в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление представило в налоговый орган уточненные расчеты авансовых платежей по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года и первый квартал 2007 года и уточненную налоговую декларацию за 2006 год, указав сумму налога, равную нулю.
Управление 28.09.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением N 3-52/2492 о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за 2006 год и первый квартал 2007 года.
В письме от 04.10.2007 N 4858 налоговый орган указал на отсутствие у Управления переплаты по земельному налогу. Каких-либо действий по возврату налога Инспекция не осуществила.
В связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в отказе возвратить 115 127 рублей земельного налога, и об обязании произвести возврат данной суммы налога.
Руководствуясь статьями 78, 387, 388, 389, 391, 392, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", Арбитражный суд Чувашской Республики частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из наличия у Управления обязанности по исчислению и уплате земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого частью здания, в котором оно располагается, поскольку Управление не входит в систему органов безопасности. Вместе с тем суд посчитал, что обязанность по уплате земельного налога за земельный участок под зданием, занимаемым Ленинским и Калиниским# районными судами города Чебоксары, у Управления отсутствует.
Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что Управление относится к органам обеспечения безопасности; предоставленный ему для осуществления деятельности земельный участок признается ограниченным в обороте и не является объектом налогообложения по земельному налогу, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Кодекса).
В подпункте 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
На основании пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции принимает во взаимосвязи с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.
Таким образом, деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации связана с обеспечением безопасности судебной власти, что позволяет отнести его к органам обеспечения безопасности.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что земельный участок, предоставленный Управлению в постоянное (бессрочное) пользование для размещения административного здания, занимаемого им для осуществления своей деятельности, является ограниченным в обороте и не является объектом налогообложения по земельному налогу, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование в обжалуемой части.
Довод заявителя жалобы об отсутствии записи о регистрации ограничений (обременений) на спорный земельный участок отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное обстоятельство с учетом изложенного не является основанием для отказа Управлению в удовлетворении заявления.
Нормы материального права Первый арбитражный апелляционный суд применил правильно; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 по делу N А79-10094/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Маслова |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения безопасности.
Налоговым органом было отказано в требовании Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъекте РФ о возврате сумм ранее уплаченного земельного налога.
По мнению Управления, оно относится к органам системы безопасности, в связи с чем вправе пользоваться льготами по уплате земельного налога, а ранее уплаченные суммы подлежат возврату.
По мнению налогового органа, Управление не относится к органам системы безопасности, поэтому не может быть освобождено от уплаты земельного налога. При этом инспекцией было указано, что спорный земельный участок, по которому Управлению необходимо уплачивать налог на землю, не ограничен в обороте, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) отсутствует запись о регистрации каких-либо ограничений.
Как было установлено судом, деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ связана с обеспечением безопасности судебной власти, что позволяет отнести его к органам обеспечения безопасности.
Земельный участок, который занимает Управление, является ограниченным в обороте и не является объектом налогообложения земельным налогом.
При этом отсутствие в ЕГРП записи о регистрации ограничений на спорный земельный участок не является основанием для отказа Управлению в удовлетворении его заявления.
Таким образом, Управлению должны быть возвращены ранее им уплаченные суммы налога.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2008 г. по делу N А79-10094/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника