Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 6 августа 2008 г. N А28-9956/2007-98/18
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей от заявителя: Даминова Р.М., доверенность от 07.11.2007 N Д-754,
от заинтересованного лица: Смехова Д.А., доверенность от 16.04.2008 N 03/5269,
от третьих лиц: ООО "Регион-Торг" - Даминова Р.М., директора, ООО "ТоргСтрой" - Даминова Р.М., доверенность от 14.04.2008,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.02.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу N А28-9956/2007-98/18, принятые судьями Серегиным Р.В., Буториной Г.Г., Лобановой Л.Н., Ольковой Т.М., по заявлению Самариной Елены Александровны о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "РегионСтрой", об обязании налогового органа провести государственную регистрацию общества и о взыскании 8 100 рублей судебных расходов и установил:
Самарина Елена Александровна (далее - заявитель, Самарина Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.10.2007 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "РегионСтрой" (далее - ООО "РегионСтрой", Общество), созданного путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью "ТоргСтрой" (далее - ООО "ТоргСтрой") и общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торг" (далее - ООО "Регион-Торг"), об обязании налогового органа провести государственную регистрацию общества и о взыскании с Инспекции 8 100 рублей судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТоргСтрой" и ООО "Регион-Торг".
Решением суда от 15.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Налоговый орган считает, что суды неправильно применили пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению заявителя жалобы, он правомерно отказал в государственной регистрации ООО "РегионСтрой", установив нарушение порядка проведения реорганизации и несоответствие представленных для государственной регистрации документов установленным законом требованиям. В частности, заявление о государственной регистрации юридического лица представлено до истечения 30-дневного срока, установленного для предъявления требований кредиторов; в заявление содержится недостоверный адрес местонахождения юридического лица. Выводы судов о том, что Общество находится по адресу: город Киров, улица Ленина, 89/1, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд в нарушение статей 159 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку заявленному налоговым органом ходатайству о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, свидетельствующих о недостоверности направленных в суд первой инстанции документов, подтверждающих местонахождение ООО "РегионСтрой".
Подробно позиция налогового органа изложена в кассационной жалобе и подтверждена его представителем в судебном заседании.
Самарина Е.А. в отзыве и ее представитель в судебном заседании, а также представители ООО "ТоргСтрой" и ООО "Регион-Торг" возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2007 учредитель ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой" Самарина Е.А. приняла решения о реорганизации обществ в форме слияния и создании в результате данной реорганизации ООО "РегионСтрой" с определением местонахождения созданного юридического лица по адресу: город Киров, улица Ленина, 89/1.
В Инспекцию 11.10.2007 Самарина Е.А. представила комплект документов для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица: заявление установленной формы, подписанное Самариной Е.А., решения о реорганизации ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой", передаточные акты ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой", протокол совместного общего собрания участников ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой", устав и договор о слиянии ООО "РегионСтрой", заверенные копии бланков-заявок о публикации решений о реорганизации ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой" в журнале "Вестник государственной регистрации", справки из территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой", справки об отсутствии у ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой" кредиторской задолженности и документ об уплате государственной пошлины.
Налоговый орган 18.10.2007 принял решение об отказе в государственной регистрации ООО "РегионСтрой", установив, что заявление о регистрации представлено до истечения 30-дневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу, и что постоянно действующий исполнительный орган Общества по указанному в заявлении адресу отсутствует.
Заявитель не согласился с решением налогового органа и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 101 и 106, частью 2 статьи 110, частью 1 статьи 198 и частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1-5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьей 1, пунктом 2 статьи 8, пунктом 4 статьи 9, пунктом 1 статьи 14 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица, поскольку заявитель представил все необходимые документы.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд установили, и это не противоречит материалам дела, что Самарина Е.А. представила в налоговый орган все установленные Законом о регистрации документы для государственной регистрации создаваемого юридического лица, в том числе сведения о публикации решений о реорганизации ООО "Регион-Торг" и ООО "ТоргСтрой" и уведомлении кредиторов (кредиторская задолженность у реорганизуемых обществ отсутствовала); заявление содержало достоверные сведения о местонахождении юридического лица по адресу: город Киров, улица Ленина, 89/1.
Суды правомерно указали, что подача заявления до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу не является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку Законом о регистрации не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения указанного срока.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа в государственной регистрации ООО "РегионСтрой" и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы налогового органа о том, что апелляционный суд в нарушение статей 159 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку заявленному Инспекцией ходатайству об истребовании и исследовании дополнительных доказательств, подтверждающих недостоверность представленных заявителем в регистрирующий орган сведений (о местонахождении ООО "Регион"), не могут быть приняты во внимание.
В силу части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Из материалов дела видно, что в судебном заседании 16.04.2008 Инспекция заявила ходатайства о приобщении к материалам дела протокола опроса свидетеля (от 10.04.2008) и о вызове свидетеля Исланова В.М.
Рассмотрев заявленные ходатайства, апелляционный суд отказал в их удовлетворении, указав, что налоговый орган не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции. Отказ зафиксирован в протокольном определении (л.д. 46).
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.02.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 по делу N А28-9956/2007-98/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Налоговым органом было отказано в государственной регистрации общества по причине нарушения порядка реорганизации и несоответствия представленных для государственной регистрации документов. По мнению налогового органа, данные нарушения выразились в том, что заявление о государственной регистрации было представлено до истечения 30-дневного срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Кроме того, в заявлении содержится недостоверный адрес местонахождения организации.
Физическое лицо (учредитель общества), не согласившись с принятым решением, обратилось в арбитражный суд.
Как было установлено судом, физическое лицо представило все необходимые для государственной регистрации вновь создаваемого общества документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд указал, что подача заявления до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу не является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку при подаче заявления было представлено уведомление кредиторов.
При этом кредиторская задолженность у реорганизуемых обществ отсутствовала, а законом не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения указанного срока.
Также суд установил совпадение адреса местонахождения общества с адресом, указанным в поданных документах на регистрацию.
Поэтому суд счел, что ИФНС незаконно отказала организации в государственной регистрации.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2008 г. по делу N А28-9956/2007-98/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника