Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 августа 2008 г. N А31-2145/2007-14
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прониной С.А.,
судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М.
при участии представителей от истца: Заиграевой Н.Г. по доверенности N 11 от 22.05.2008, Малышевой Е.В. по доверенности N 10 от 22.05.2008, Мельничук В.В. по доверенности N 13 от 29.06.2008, Романовой Е.Д. по доверенности N 09 от 22.05.2008,
от ответчика: Хасановой Т.В. по доверенности N 10-06/14 от 04.06.2008
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента финансов администрации Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.02.2008 года и на Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу N A31-2145/2007-14, принятые судьями Паниной С.Л., Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е., Кобелевой О.П. по иску открытого акционерного общества "Костромской речной порт", город Кострома, к Костромской области в лице Департамента финансов администрации Костромской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования на предмет спора: Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Администрации Костромской области, Департамента транспорта администрации Костромской области о взыскании 307 900 рублей убытков, и установил:
открытое акционерное общество "Костромской речной порт" (далее - ОАО "Костромской речной порт", Порт) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту транспорта администрации Костромской области о взыскании 307 900 рублей убытков, возникших вследствие выполнения в 2006 году социально-значимых перевозок пассажиров внутренним водным транспортом.
В процессе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 300 000 рублей.
Определением от 29.10.2007 суд произвел замену ответчика: Департамент транспорта администрации Костромской области заменил Костромской областью в лице Департамента финансов администрации Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Администрация Костромской области, Департамент транспорта администрации Костромской области.
Решением суда от 29.02.2008, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008, иск удовлетворен.
Суды обеих инстанций руководствовались статьями 790, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что убытки у истца возникли в связи с установлением администрацией Костромской области цен на билеты за перевозку пассажиров внутренним водным транспортом ниже экономически обоснованных тарифов; Костромская область не исполнила принятых на себя обязательств по возмещению расходов в пределах выделенных на 2006 год лимитов бюджетных обязательств.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент финансов Костромской области обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает недоказанным размер предъявленных к возмещению убытков, поскольку не представлены все необходимые первичные документы, не подтверждены указанные в сведениях о работе распределяемые расходы в сумме 344 100 рублей; многие первичные бухгалтерские документы оформлены истцом с нарушением требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в частности в них не содержится даты составления документа, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформление, личных подписей лиц, цены товара, суммы. В нарушение пункта 7 Порядка предоставления субсидий на частичное возмещение убытков от осуществления регулярных пассажирских перевозок в 2006 году, Порт не осуществлял раздельный учет доходов и расходов по выполнению пассажирских перевозок.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 29.02.2008 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу N А31-2145/2007-14 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы.
ОАО "Костромской речной порт" в отзыве и устно в судебном заседании отклонило жалобу и просило оставить решение и постановление в силе, как законные и обоснованные.
Исследовав доводы сторон и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.12.2005 Департамент транспорта администрации Костромской области и ОАО "Костромской речной порт" (перевозчик) заключили договор N 165 на выполнение и финансирование социально-значимых перевозок пассажиров на территории Костромской области в 2006 году, предметом которого явилось выполнение внутренним водным транспортом перевозчика социально-значимых перевозок пассажиров в пригородном сообщении на территории Костромской области в соответствии с расписанием и тарифами, утвержденными постановлением Региональной службы по тарифам Костромской области.
Департамент транспорта администрации Костромской области транспорта в соответствии с подпунктом 2.1.1 и пунктом 3.1 договора обязался финансировать убытки истца за счет средств, выделяемых Департаментом финансов Костромской области в 2006 году на эти цели в пределах лимитов бюджетных обязательств и не более фактически сложившихся убытков.
Письмом от 21.04.2006 Департамент транспорта администрации Костромской области сообщил о размере лимитов бюджетных ассигнований на 2006 год - 2 171 000 рублей.
В связи с неполным возмещением убытков ОАО "Костромской речной порт" обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции постановления от 12.12.2004 N 769) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. Перевозка пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах включена в данный перечень.
Постановлением региональной службы по тарифам Администрации Костромской области от 08.12.2005 N 05/67-А "Об утверждении порядков государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории Костромской области" утвержден Порядок государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа внутренним водным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области.
Согласно данному постановлению, региональная служба по тарифам Администрации Костромской устанавливает предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа внутренним водным транспортом в пригородном сообщении.
Применение установленных тарифов предполагало возможность образования убытков, в связи с чем органами субъекта Российской Федерации был определен порядок выделения субсидий на их возмещение.
Постановлением Губернатора Костромской области от 16 января 2006 N 67 "О порядке предоставления субсидий на частичное возмещение убытков от осуществления регулярных пассажирских перевозок 2006 году" установлено, что получателями средств областного бюджета являются организации (перевозчики), в случае, если сумма расходов от выполнения регулярных пассажирских перевозок по конкретным межмуниципальным маршрутам, согласно установленному расписанию движения при применении максимального уровня тарифов, установленных органами государственной власти, превышает сумму доходов, получаемых от осуществления регулярных пассажирских перевозок по этим маршрутам.
Основанием для выделения Получателю средств областного бюджета являются: договор на осуществление пассажирских перевозок; ежемесячный отчет о деятельности перевозчика форма которого и порядок составления определяются департаментом транспорта администрации области по согласованию с департаментом финансов области; прогнозные показатели деятельности по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на конкретных маршрутах регулярного сообщения в 2006 году.
Судами установлено и ответчиком не оспаривается, что ОАО "Костромской речной порт" 2006 году осуществляло социально-значимые перевозки транспортом общего пользования. Названная деятельность осуществлялась по договору с Департаментом транспорта Костромской области, действовавшем в целях реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения области. На компенсацию убытков истца из областного бюджета выделено на 300 000 рублей менее суммы лимита.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из названных норм права, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны Костромской области.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности размера убытков в связи с непредставлением и ненадлежащим оформлением истцом некоторых первичных документов, не могут быть приняты во внимание.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовали и оценили представленные истцом документы и признали доказанными факт наличия у Порта убытков и их размер.
Переоценка исследованных судами двух инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда округа. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами предшествующих инстанций норм материального и процессуального права.
Нормы материального права Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
В силу изложенного кассационная жалоба Департамента финансов администрации Костромской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.02.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу N А31-2145/2007-14 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов администрации Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
С.А. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2008 г. по делу N А31-2145/2007-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника