Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 1 сентября 2008 г. N А79-2158/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Масловой О.П., Тютина Д.В.
при участии представителей
от заявителя: Святочевской Е.Б. (доверенность от 25.01.2008 N 21-01/266950),
от заинтересованного лица: Фоминой Л.В. (доверенность от 09.01.2008 N 05-22/012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2008 по делу N А79-2158/2008, принятое судьей Кузьминой О.С., по заявлению акционерного коммерческого банка "АК БАРС" (открытое акционерное общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 05.02.2008 N 13-10/13-ф и установил:
акционерный коммерческий банк "АК БАРС" (открытое акционерное общество) (далее - ОАО "АК БАРС" БАНК, Банк) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.02.2008 N 13-10/13-ф о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной в статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд нарушил пункты 1, 2 статьи 86, статьи 93.1, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, статья 86 названного Кодекса не ограничивает право Инспекции на истребование у банков справок и выписок по операциям и счетам организаций (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых налоговая проверка не проводится. Инспекция также указывает, что направленный в Банк запрос был мотивирован, включал в себя правовые основания его направления, наименование организации и период, за который должна быть предоставлена информация.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Инспекции, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.09.2008.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Чебоксарский завод промышленного литья" Инспекция в порядке статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации направила в адрес ОАО "АК БАРС" БАНК запрос от 11.09.2007 N 13-10/19 о предоставлении справки о движении денежных средств по счету N 40702810100020000140 открытого акционерного общества "Финансовая Экономическая Группа" (далее - ОАО "Финансовая Экономическая Группа") за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 с указанием содержания операции, контрагентов, их ИНН и КПП.
В срок, установленный в пункте 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, Банк запрос не исполнил, указав в письме N 17999 на отсутствие у него обязанности по предоставлению запрашиваемой информации.
В связи с неисполнением Банком запроса Инспекция составила акт от 20.12.2007 N 13-10/425-Ф, на основании которого начальник налогового органа принял решение от 05.02.2008 N 13-10/13-Ф о привлечении ОАО "АК БАРС" БАНК к ответственности, предусмотренной в статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей.
Банк не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 31, пунктами 2, 3 статьи 86, статьями 93.1, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации банк может быть привлечен в случае непредставления им в налоговый орган по мотивированному запросу справок (выписок) по операциям и счетам организаций - клиентов банка при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В силу пункта 3 статьи 86 Кодекса форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок направления соответствующих запросов в банк утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ (далее - Приказ).
В приложении Приказа к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации предусмотрено, что в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько из следующих оснований: а) вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа); б) принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет); в) проведение в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).
В соответствии со статьей 135.1 Кодекса непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
В рассматриваемом случае Инспекция в запросе от 11.09.2007 N 13-10/19 запрашивала у Банка сведения в отношении ОАО "Финансовая Экономическая Группа". В мотивировочной части запроса указано лишь на проведение выездной налоговой проверки ООО "Чебоксарский завод промышленного литья" и отсутствуют сведения о проведении мероприятий налогового контроля в отношении ОАО "Финансовая Экономическая Группа".
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Чувашской Республики об отсутствии оснований для привлечения Банка к ответственности, предусмотренной в статье 135.1 Кодекса, является правильным.
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленное Банком требование.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Чувашской Республики правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2008 по делу N А79-2158/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Д.В. Тютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2008 г. по делу N А79-2158/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника