Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 сентября 2008 г. N А29-813/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Евтеевой М.Ю., Забурдаевой М.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Бутыревой Л.О., доверенность от 01.01.2008,
от заинтересованного лица: Коноваловой З.А., доверенность от 29.09.2008 N 04-05/206,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу N А29-813/2008, принятые судьями Борлаковой Р.А., Черных Л.И., Хоровой Т.В., Перминовой Г.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 29.12.2007 N 11-31/40 и установил:
открытое акционерное общество "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" (далее ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее Инспекция, налоговый орган) от 29.12.2007 N 11-31/40 в части доначисления Обществу 1 249 901 рубля налога на прибыль за 2004 год, 400 483 рублей 73 копеек пеней по нему и 249 980 рублей 20 копеек штрафа, 404 356 рублей налога на прибыль за 2005 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Частично не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункты 1, 3 статьи 236, пункт 1 статьи 252, пункт 25 статьи 255, статью 270 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, Общество неправомерно включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль суммы выплаченной работникам материальной помощи в связи с выходом на пенсию. Учитывая, что, спорные суммы единовременных материальных выплат не включены в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу, они не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, и указало на законность принятых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества, в том числе по налогу на прибыль за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, результаты которой оформила актом от 05.12.2007 N 11-31. В ходе проверки установлено, в частности, что Общество неправомерно включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2005 год 1 684 816 рублей 73 копейки материальной помощи, выплаченной за период с января по август 2005 года уволенным работникам в связи с их выходом на пенсию. Проверяющие посчитали, что спорные выплаты не связаны с выполнением работниками своих обязанностей и деятельностью Общества, направленной на получение дохода, то есть являются экономически необоснованными.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника налогового органа принял решение от 29.12.2007 N 11-31/40 о привлечении ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом же решении Обществу доначислен, в частности, налог на прибыль в сумме 404 356 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, которое 04.03.2008 (решение N 90-А) оставило решение Инспекции в спорной части без изменения.
Частично не согласившись с решением налогового органа от 29.12.2007 N 11-31/40, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК" требование, руководствуясь пунктом 1 статьи 252, подпунктом 2 пункта 2 статьи 253, статьей 255, пунктами 23, 25 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что Общество правомерно включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль спорные затраты, поскольку они являются экономически обоснованными, а обязательность выплаты материальной помощи уволенным работникам обусловлена нормами коллективного договора.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 Кодекса.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 Кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 253 Кодекса расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.
В силу статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (пункт 2 статьи 255 Кодекса).
В пунктах 9 и 10 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, а также единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данный перечень исчерпывающим не является.
Налогоплательщик вправе учесть в качестве расходов, связанных с оплатой труда, и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 Кодекса).
В статье 270 Кодекса содержится перечень расходов, не учитывающихся при определении налоговой базы. Затраты на выплаты работникам единовременной материальной компенсации при непрерывном стаже работы в данный перечень не входят. Следовательно, спорные затраты могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество в коллективном договоре на 2005 год предусмотрело выплаты работникам единовременной материальной помощи (компенсации) при непрерывном стаже работы в ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК" в связи с выходом на пенсию, при условии соблюдения работниками трудовой и производственной дисциплины, отсутствия прогулов, отсутствия фактов появления на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и фактов хищения имущества по месту работы.
Таким образом, осуществление спорных выплат в размере 1 684 816 рублей 73 копеек предусмотрено нормами коллективного договора.
По смыслу статьи 252 Кодекса экономическая обоснованность расходов налогоплательщика обусловлена их соотносимостью с его деятельностью, осуществляемой в целях получения дохода.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные выплаты непосредственно связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, носят стимулирующий характер.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что данные расходы Общества вызваны производственной необходимостью, то есть являются экономически обоснованными.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно признали недействительным решение Инспекции от 29.12.2007 N 11-31/40 в части доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 404 456 рублей.
Довод Инспекции о том, что указанные выплаты не включены Обществом в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу за 2005 год, следовательно, они не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, судом кассационной инстанции отклоняется, как несостоятельный.
С учетом изложенного доводы налогового органа во внимание не принимаются.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 1 000 рублей, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу N А29-813/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей отнести на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 9 и 10 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, а также единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Налогоплательщик вправе учесть в качестве расходов, связанных с оплатой труда, и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 Кодекса).
В статье 270 Кодекса содержится перечень расходов, не учитывающихся при определении налоговой базы. Затраты на выплаты работникам единовременной материальной компенсации при непрерывном стаже работы в данный перечень не входят. Следовательно, спорные затраты могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
...
По смыслу статьи 252 Кодекса экономическая обоснованность расходов налогоплательщика обусловлена их соотносимостью с его деятельностью, осуществляемой в целях получения дохода."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2008 г. по делу N А29-813/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника