Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 7 ноября 2008 г. N А38-36/2008-8-44
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.
при участии представителей
от заявителя: Литвинова В.Л. (доверенность от 07.02.2008 N 0702/08),
от третьего лица: Астафьева К.Р. (доверенность от 24.07.2008 N 44/08), Кузнецовой С.В. (доверенность от 01.03.2008 N 14/08)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2008 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А38-26/2008-8-44, принятые судьями Волковым А.И., Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго" о признании недействительным постановления от 20.12.2007 N 96 Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл и установил:
открытое акционерное общество "Роскоммунэнерго" (далее - ОАО "Роскоммунэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл (далее - РСТ Республики Марий Эл, Служба по тарифам) от 20.12.2007 N 96 "О лишении статуса гарантирующего поставщика филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт" и изменении границы зон деятельности гарантирующих поставщиков" (далее - Постановление от 20.12.2007 N 96).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Мариэнергосбыт" (далее - ОАО "Мариэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали пункт 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; суды необоснованно отклонили довод о том, что незаконное вынесение Службой по тарифам Постановления от 20.12.2007 N 96 нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
По его мнению, закрепленное в пункте 40 названных Правил понятие "задолженность за два и более расчетных периода" подразумевает суммарную, а не любую задолженность организации за указанные периоды. Заявитель полагает, что суды не проверили и не оценили акты сверки от 19.11.2007 и от 22.11.2007, составленные Обществом и ОАО "Мариэнергосбыт", наряду с другими имеющимися в деле доказательствами. Из содержания названных актов следует, что при их подписании стороны не оспаривали наличие взаимной текущей задолженности, недоплата в одни расчетные периоды компенсировалась переплатой в другие расчетные периоды. Акт сверки от 19.11.2007 не может служить бесспорным доказательством наличия у ОАО "Роскоммунэнерго" задолженности перед ОАО "Мариэнергосбыт", поскольку после 31.10.2007 Общество в счет оплаты потребленной энергии перечислило 43947687 рублей 59 копеек. Акт сверки от 22.11.2007 содержал противоречивые сведения, поэтому также не может быть признан достоверным доказательством, так как внесенная в него неустановленным лицом задолженность не соответствует действительности.
Кроме того, по состоянию на 30.11.2007 Общество выполнило все свои обязанности по допуску к торговой системе оптового рынка и получило право участия в торговле электрической энергии и мощностью на оптовом рынке, так как приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2007 N 402-э/5 ОАО "Роскоммунэнерго" включено в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2008 год.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и его представителем в судебном заседании.
ОАО "Мариэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Служба по тарифам отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.11.2008.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением РСТ Республики Марий Эл от 03.10.2006 N 74 "О выполнении функций гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл" установлено, что до определения победителя первого конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика функции гарантирующего поставщика на территории Республики Марий Эл выполняют: ОАО "Мариэнергосбыт", филиал ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт", ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат".
Постановлением РСТ Республики Марий Эл от 12.03.2007 N 36 "О согласовании границы зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Марий Эл" согласованы границы зоны деятельности гарантирующим поставщикам, в том числе ОАО "Мариэнергосбыт", определяемого в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт", определяемого в соответствии с подпунктом "б" пункта 36 названных Правил.
17.07 и 27.11.2007 Служба по тарифам получила письма ОАО "Мариэнергосбыт", в которых сообщалось о наличии у филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт" неурегулированной задолженности перед ОАО "Мариэнергосбыт" за два расчетных периода.
20.12.2007 состоялось заседание Правления РСТ Республики Марий Эл, в ходе которого установлено, что у ОАО "Роскоммунэнерго" в лице филиала "Йошкар-Ола Энергосбыт" имелась перед ОАО "Мариэнергосбыт" неурегулированная задолженность по оплате электрической энергии за два и более расчетных периода.
По результатам заседания РСТ Республики Марий Эл приняла Постановление от 20.12.2007 N 96 "О лишении статуса гарантирующего поставщика филиала ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт" и изменении границы деятельности гарантирующих поставщиков", согласно которому Общество лишено статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и зона его деятельности включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Мариэнергосбыт".
Общество не согласилось с Постановлением от 20.12.2007 N 96 и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что на момент принятия Постановления от 20.12.2007 N 96 у Общества имелась неурегулированная задолженность перед ОАО "Мариэнергосбыт" за два и более расчетных периода 2007 года до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, что является основанием для лишения Общества статуса гарантирующего поставщика электрической энергии.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
В силу пункта 36 Правил N 530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются в том числе:
а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике";
б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт/ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
В пункте 40 Правил N 530 предусмотрено, что в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящих Правил организации, не являющейся на дату присвоения такого статуса субъектом оптового рынка в отношении соответствующих групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия)), эта организация обязана получить статус субъекта оптового рынка, а также выполнить установленные законодательством Российской Федерации условия, обеспечивающие ее допуск к торговой системе оптового рынка, не позднее 1 января 2008 года. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности.
В случае если на основании актов сверки взаиморасчетов, направленных в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил либо представленных организациями, осуществляющими поставку электрической энергии или оказание услуг по передаче электрической энергии соответствующему гарантирующему поставщику на розничном рынке до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выявлена неурегулированная задолженность за два и более расчетных периода, а также если такая задолженность подтверждена вступившим в законную силу решением суда, указанная в абзаце первом настоящего пункта организация лишается статуса гарантирующего поставщика.
Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила N 643).
Согласно пункту 17 Правил N 643 организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
На основании пункта 19 Правил N 643 субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки после заключения им всех договоров и иных соглашений, предусмотренных в подпункте "в" пункта 34 и подпункте "е" пункта 35 настоящих Правил, заключение которых в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, с даты вступления в силу принятого в отношении него по соответствующим группам точек поставки балансового решения с учетом положений пунктов 20, 23 и 24 настоящих Правил.
Из приведенных норм следует, что для лишения организации статуса гарантирующего поставщика необходимо наличие двух условий: организация не имеет допуска к торговой системе оптового рынка; организация не имеет неурегулированную задолженность за два и более расчетных периода, подтвержденную актом сверки или судебным решением. При этом размер задолженности значения не имеет. Допуск к торговой системе оптового рынка означает фактическое участие в покупке электрической энергии и ее перепродаже потребителям по согласованным и зарегистрированным группам точек поставки.
Как видно из материалов дела и установили суды, решением Правления НП "АТС" от 13.09.2007 ОАО "Роскоммунэнерго" присвоен статус субъекта оптового рынка. Общество внесено в реестр субъектов оптового рынка, что подтверждается свидетельством от 14.09.2007.
Решение по соответствующим точкам поставки оформлено Актом о согласовании групп точек поставки субъекта оптового рынка ОАО "Роскоммунэнерго". Данный акт согласован со всеми заинтересованными сторонами и зарегистрирован НП "АТС" 01.01.2008. Кроме того, письмом от 26.12.2007 N 373 Общество проинформировало ОАО "Мариэнергосбыт" о том, что допуск к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности получен ОАО "Роскоммунэнерго" с 01.01.2008.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что моментом допуска ОАО "Роскоммунэнерго" к оптовой системе оптового рынка электрической энергии стало 01.01.2008, поэтому на дату принятия оспариваемого ненормативного акта (20.12.2007) Общество не имело надлежащего доступа к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности).
Суды также установили и материалами дела подтверждается, что ОАО "Мариэнергосбыт" (продавец) заключило с ОАО "Роскоммунэнерго" (покупателем) договор от 01.01.2007 N 671, предметом которого являлась подача электрической энергии продавцом и ее оплата покупателем.
Согласно пункту 4.1 договора расчетным периодом является месяц, с 1-го по 1-е число.
В пункте 4.3 договора предусмотрено, что оплата за электроэнергию производится платежными поручениями на расчетный счет продавца в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
В качестве доказательства наличия неурегулированной задолженности за два и более расчетных периода РСТ Республики Марий Эл представлены акты сверки от 19 и 22.11.2007, составленные ОАО "Мариэнергосбыт" и ОАО "Роскоммунэнерго" (филиалом "Йошкар-Ола Энергосбыт").
В соответствии с актом сверки от 19.11.2007 по состоянию на 31.10.2007 филиал ОАО "Роскоммунэнерго" - "Йошкар-Ола Энергосбыт" имел задолженность за электрическую энергию перед ОАО "Мариэнергосбыт" в сумме 26778222 рублей 23 копеек, которая включала в себя начисления за следующие месяцы 2007 года: апрель, май, июнь, июль, октябрь.
Согласно акту сверки от 22.11.2007 между участниками договора от 01.01.2007 N 671 имелись разногласия по стоимости электроэнергии, подлежащей оплате в апреле-мае 2007 года в сумме 5137099 рублей 50 копеек, в июне 2007 года - 374707 рублей 24 копеек, в июле 2007 года - 701651 рубля 49 копеек.
Доказательством наличия задолженности является также рассмотрение Арбитражным судом Республики Марий Эл дела N А38-2617/2007-10-227 по иску ОАО "Мариэнергосбыт" о взыскании с ОАО "Роскоммунэнерго" долга за электрическую энергию за апрель-май 2007 года.
В январе 2008 года ОАО "Роскоммунэнерго" добровольно произвело оплату электрической энергии, полученной в апреле-мае, июне-июле 2007 года, что подтверждает наличие в указанных периодах неурегулированной задолженности за электроэнергию ОАО "Роскоммунэнерго" перед ОАО "Мариэнергосбыт".
Кроме того, ОАО "Мариэнергосбыт" представило в материалы дела расчет с указанием сумм, дат и назначением платежей, правильность которого подтверждена представителем ОАО "Роскоммунэнерго".
Установленные судами фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что на момент принятия Постановления от 20.12.2007 N 96 у Общества имелась неурегулированная задолженность перед ОАО "Мариэнергосбыт" за два и более расчетных периода до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, что является основанием для лишения Общества статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. Таким образом, Постановление от 20.12.2007 N 96 является законным.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А38-26/2008-8-44 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Роскоммунэнерго".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2008 г. по делу N А38-36/2008-8-44
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника