Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 10 ноября 2008 г. по делу N А29-2965/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Евтеевой М.Ю., Масловой О.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Башара Лидии Максимовны на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.05.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу N А29-2965/2008, принятые судьями Елькиным С.К., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., Черных Л.И., по заявлению индивидуального предпринимателя Башара Лидии Максимовны к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Инте о признании незаконным решения от 31.03.2008 N 08-61/3 и установил:
индивидуальный предприниматель Башара Лидия Максимовна (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Инте (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.03.2008 N 08-61/3.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, налоговое законодательство не содержит указаний о том, что суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, могут быть уменьшены только на суммы страховых взносов в виде минимального размера фиксированных платежей. Предусмотренное названной нормой ограничение о том, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов, налогоплательщиком, соблюдено.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возразила против доводов заявителя, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя Башара Л.М. по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, результаты которой оформила актом от 05.03.2008 N 08-61/3.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Предприниматель в декларациях по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2005 и 2006 годы в нарушение пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно уменьшил сумму названного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в размере, превышающем установленный Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" минимальный размер фиксированного платежа. Данное нарушение повлекло доначисление налогоплательщику 109 132 рублей единого налога.
По результатам проверки руководитель Инспекции принял решение от 31.03.2008 N 08-61/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 21 558 рублей. Предпринимателю предложено уплатить названную налоговую санкцию, 109 132 рубля единого налога и 21 548 рублей 49 копеек пеней.
Налогоплательщик не согласился с названным решением Инспекции и обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 28, пунктами 1 и 2, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе уменьшить данный налог за налоговый период только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде обязательного к уплате фиксированного платежа.
Апелляционный суд руководствовался теми же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированного платежа в минимальном размере и в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 167-ФЗ физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - вправе уменьшить данный налог за налоговый период в порядке пункта 3 статьи 346.21 Кодекса только на сумму страховых взносов в виде обязательного к уплате фиксированного платежа.
Как видно из материалов дела, Предприниматель уменьшил за 2005 и 2006 годы единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму страховых взносов, превышающих сумму установленного фиксированного платежа в минимальном размере. Такие суммы не являются вычетом, предусмотренным в пункте 3 статьи 346.21 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик необоснованно уменьшил единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за указанный период на 109 132 рубля.
С учетом изложенного кассационная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.05.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу N А29-2965/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Башара Лидии Максимовны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Башара Лидию Максимовну.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
.
По мнению предпринимателя, налоговое законодательство не ограничивает размер страховых взносов, на который может быть уменьшен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, минимальным размером фиксированного платежа.
По мнению суда, позиция налогоплательщика основана на неверном толковании норм налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц.
Суд сделал вывод о том, что предприниматели - плательщики единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, - вправе уменьшить данный налог за налоговый период только на сумму страховых взносов в виде обязательного к уплате фиксированного платежа.
В связи с указанным, суд поддержал позицию налогового органа, решение суда по делу и постановление апелляционного суда оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы предпринимателя отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 ноября 2008 г. по делу N А29-2965/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника