Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 ноября 2008 г. N А17-1946/2008-05-22
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2008.
Дата изготовления постановления в полном объеме 13.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Федорова В.В., доверенность от 17.09.2008 N 77,
от заинтересованного лица: Башкиной М.Ю., доверенность от 29.07.2008 N ИА/18745,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2008 по делу N А17-1946/2008-05-22, принятое судьей Калиничевой М.С., по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ивановская городская электрическая сеть" о признании незаконным и об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы о привлечении к административной ответственности и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ивановская городская электросеть" (далее - МУП "Ивгорэлектросеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 29.04.2008 N 1 19.8/148-08 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.07.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
ФАС России не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно истолковал часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ, поскольку ответственность по данной норме наступает и в случае представления в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений, не предусмотренных антимонопольным законодательством.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Предприятие в отзыве и представитель в судебном заседании возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.10.2007 Предприятие обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении открытым акционерным обществом "Ивановская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Ивэнергосбыт") антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном уклонении от согласования Перечня средств измерений с МУП "Ивгорэлектросеть". К заявлению приложены документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, в частности письма ОАО "Ивэнергосбыт" об отказе в согласовании Перечня средств измерений от 20.06.2007 N 148-06/253, от 21.06.2007 N 148-06/254, от 17.08.2007 N 148-06/286, от 06.09.2007 N 148-06/298, от 12.10.2007 N 148-06/317. Данное заявление послужило основанием для возбуждения в отношении ОАО "Ивэнергосбыт" дела N 1 10/569-07 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Ивэнергосбыт" представило комиссии антимонопольного органа письма Предприятия от 18.07.2007 N 01/1047-1, от 15.08.2007 N 01/1377-1, от 10.10.2007 N 01/1543-1 с просьбой об отложении согласования Перечня средств измерений в связи с необходимостью внесения изменений в рассматриваемые документы.
Посчитав, что названные письма доказывают факт ведения ОАО "Ивэнергосбыт" работы по урегулированию разногласий с МУП "Ивгорэлектросеть" при согласовании Перечня средств измерений, комиссия ФАС России приняла решение от 17.03.2008 о прекращении дела N 1 10/569-07, возбужденного в отношении ОАО "Ивэнергосбыт", в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
Расценив действия (бездействие) Предприятия, выразившиеся в представлении в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений о наличии в действиях ОАО "Ивэнергосбыт" признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России составила в отношении МУП "Ивгорэлектросеть" протокол от 18.04.2008 N 1 19.8/148-08 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена в части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместитель руководителя антимонопольного органа вынес постановление от 29.04.2008 N 1 19.8/148-08 о назначении Предприятию наказания в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
МУП "Ивгорэлектросеть" не согласилось с постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и положениями главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлена обязанность представления в антимонопольный орган информации, необходимой этому органу в соответствии с возложенными на него названным законом полномочиями в области антимонопольного законодательства.
В частности, предусмотрено, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Из диспозиции указанной нормы следует, что объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении в федеральный антимонопольный орган (при осуществлении им полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и по его требованию) сведений (информации) либо представление заведомо недостоверных сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, ни одного из перечисленных в указанной статье противоправных действий МУП "Ивгорэлектросеть" не совершало. Информация, содержащаяся в представленных Предприятием документах, не была затребована антимонопольным органом при проведении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; ее представлению не предшествовал предварительный антимонопольный контроль; представление этой информации по требованию антимонопольного органа не предусмотрено антимонопольным законодательством.
В данном случае Предприятие обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении ОАО "Ивэнергосбыт" антимонопольного законодательства (необоснованное уклонение от согласования Перечня средств измерения), реализовав тем самым право на защиту своих интересов в рамках антимонопольного законодательства.
Возможность защиты нарушенных прав путем обращения в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрена главой 9 Федерального закона N 135-ФЗ. Из анализа норм указанной главы следует, что заявление о нарушении антимонопольного законодательства и изложенные в нем обстоятельства являются лишь основанием для возбуждения дела и подлежат проверке антимонопольным органом в порядке, установленном законом для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения заявлений и материалов антимонопольный орган принимает решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства или об отказе в возбуждении такого дела в связи с отсутствием признаков нарушения.
Таким образом, информация, содержащаяся в заявлении о возможном нарушении антимонопольного законодательства, не относится к тем сведениям, за непредставление которых предусмотрена ответственность по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.07.2008 по делу N А17-1946/2008-05-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Т.В. Шутикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2008 г. по делу N А17-1946/2008-05-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника