Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 15 декабря 2008 г. N А17-1642/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Трясцына Ю.Г. (доверенность от 01.012008 N 1), Гусейнова М.Г. (доверенность от 15.06.2008 N 80),
от заинтересованных лиц: Степанова Е.М. (доверенность от 01.12.2008),
от третьих лиц: Поповой Н.И. (доверенность от 04.12.2008 N 3809/02)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ивановская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.09.2008 по делу N А17-1642/2008, принятое судьями Герасимовым В.Д., Тимошкиным К.А., Торговой Т.Е., по заявлению открытого акционерного общества "Ивановская энергосбытовая компания" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области, третьи лица - закрытое акционерное общество "Электроконтакт", открытое акционерное общество "Поликор" и установил:
открытое акционерное общество "Ивановская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Ивэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее - Региональная служба, РСТ) от 31.03.2008 N 133-э/1 "О внесении изменений в постановления РСТ Ивановской области", как противоречащего статьям 2, 6 Федерального закона о 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пунктам 6, 23 и 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 13 и 14 Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Электроконтакт" (далее - ЗАО "Электроконтакт") и открытое акционерное общество "Поликор" (далее - ОАО "Поликор").
Решением Арбитражного суда Ивановской области заявленное требование удовлетворено частично. Оспариваемый нормативно-правовой акт признан недействующим в части установления срока введения его в действие с 01.04.2008. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в части отказа в удовлетворении требования.
Заявитель, ссылаясь на пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, считает, что тарифы и их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее года, поэтому новый тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии для ЗАО "Электроконтакт", установлен вопреки названным нормам с 01.04.2008, то есть не с начала очередного года.
У Региональной службы не было законных оснований для внесения изменений в Приложение 1 к постановлению от 28.12.2007 N 119-э/1 в части включения в "Перечень территориальных сетевых организаций Ивановской области, затраты которых включены в расчет единых (котловых) тарифов на 2008 год" ЗАО "Электроконтакт" и ОАО "Поликор". Пунктом 1.2 оспариваемого постановления Региональная служба неправомерно утвердила новую редакцию Приложения 2 к постановлению РСТ от 28.12.2007 N 119-э/1, в соответствии с которой на Общество возложена обязанность производить оплату содержания электрических сетей ОАО "Поликор" и ЗАО "Электроконтакт", услугами которых Общество никогда не пользовалось и обязательств по отношению к ним не имело.
Региональная служба по тарифам Ивановской области, ОАО "Поликор" и ЗАО "Электроконтакт" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых указали на законность решения Арбитражного суда Ивановской области, и просили оставить его без изменения.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц подтвердили свои позиции по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.12.2008.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.03.2008 РСТ приняла постановление N 133-э/1, которым внесла изменения в постановление РСТ от 28.12.2007 N 119-э/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2008 год" путем включения в приложение 1 "Перечня территориальных сетевых организаций Ивановской области, затраты которых включены в расчет единых (котловых) тарифов на 2008 год" ЗАО "Электроконтакт" и ОАО "Поликор". Приложение 2 "Объемы электрической мощности потребителей, подлежащих оплате по ставке на содержание электрических сетей на 2008 год" изложено в новой редакции.
Посчитав, что данное постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 191, 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области", Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят РСТ в пределах предоставленных ей полномочий, опубликован в установленном порядке, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Согласно статье 2 Федерального закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 109 следует читать как "26.02.2004"
Таким образом, законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию предусматривает возможность изменения тарифов в течение финансового года, в частности, в случае приведения ранее принятых решений в соответствие с действующим законодательством.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Ивановской области осуществляет РСТ Ивановской области.
В силу пункта 1 Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п, РСТ Ивановской области осуществляет, в том числе, контроль за применением регулируемых ею цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.2004 N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В пункте 1 Правил указано, что они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
В пункте 42 Правил предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение данного требования Региональная служба постановлением от 28.12.2007 N 119-э/1 рассчитала и установила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2008 год.
С введением в действие с 01.01.2008 единых тарифов тарифы для ЗАО "Электроконтакт", установленные постановлением РСТ от 31.05.2007 N 84-э/1 и соответственно положения пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 N 109, в части введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежали.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 109 следует читать как "26.02.2004"
Таким образом, РСТ Ивановской области оспариваемым постановлением привела ранее принятые решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Постановлением РСТ Ивановской области от 07.11.2007 N 108-э/1 утвержден порядок взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии при переходе потребителей на оплату услуг по передаче электрической энергии по единым (котловым) тарифам, согласно которому при формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевых организаций Ивановской области, включенных в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулировании и контроль, на содержание сетей и покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в объемах, необходимых для оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Судом установлено, что ОАО "Поликор" и ЗАО "Электроконтакт" включены в Реестр субъектов естественных монополий. Постановлением РСТ Ивановской области от 31.03.2008 N 133-э/1 данные организации внесены в перечень сетевых организаций Ивановской области, расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии которых включены в состав единых (котловых) тарифов на 2008 год, тем самым для указанных обществ установлены единые (котловые) тарифы. Кроме того, названным постановлением были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, предназначенные для расчета между парами смежных сетевых организаций. До издания данного постановления государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "Поликор" не осуществлялось.
В связи с этим вывод суда о том, что оспариваемый нормативный акт в части включения в перечень сетевых организаций Ивановской области ОАО "Поликор" и ЗАО "Электроконтакт" и установления для них единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии не противоречит Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и положениям Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 N 109, является правильным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации N 109 следует читать как "26.02.2004"
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что оспариваемым нормативным актом на него возложена дополнительная, не предусмотренная действующим законодательством, обязанность оплачивать ОАО "Поликор" и ЗАО "Электроконтакт" услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим им сетям, отклоняются в силу следующего.
В соответствии с порядком взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии при переходе потребителей на оплату услуг по передаче электрической энергии по единым (котловым) тарифам, утвержденным постановлением РСТ Ивановской области от 07.11.2007 N 108-э/1, с 01.01.2008 взаиморасчеты между субъектами розничного рынка должны соответствовать следующей схеме:
- энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики оплачивают по единым (котловым) тарифам, установленным РСТ, услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям, к сетям которых подключены энергопринимающие устройства потребителей, обслуживаемых данными энергосбытовыми компаниями, гарантирующими поставщиками, и необходимая валовая выручка которых учтена при расчете единых (котловых) тарифов;
- смежные сетевые организации, расположенные на территории области, необходимая валовая выручка которых учтена при расчете единых (котловых) тарифов, оплачивают оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии по индивидуальным тарифам, установленным РСТ.
Кроме того, в пункте 82 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 разъяснено, что в случае, если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи с покупателем электрической энергии не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами несет ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Поликор" сообщил, что, несмотря на обращения сетевых организаций к Обществу с предложением о приведении правоотношений последнего с сетевыми организациями и потребителем в соответствие с действующим законодательством, оно уклонилось от заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Фактически Общество пользуется услугами по передаче электрической энергии по принадлежащим сетевым организациям электрическим сетям без заключения соответствующих договоров и без оплаты данных услуг, что может привести к убыткам сетевых организаций.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ивановской области пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт РСТ Ивановской области в обжалуемой части соответствует действующим правовым нормам и не нарушает права и законные интересы Общества, не возлагает на него не предусмотренных законом обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в размере 1 000 рублей по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.09.2008 по делу N А17-1642/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ивановская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на открытое акционерное общество "Ивановская энергосбытовая компания".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2008 г. по делу N А17-1642/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника