Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 декабря 2008 г. N А39-1420/2008-77/1
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованных лиц: Гришиной О.Н. (доверенность от 24.01.2008 N 03-04/22)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2008 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А39-1420/2008-77/1, принятые судьями Савочкиным В.Н., Москвичевой Т.В., Рубис Е.А., Белышковой М.Б., по заявлению открытого акционерного общества "Теплоизоляция" о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и установил:
открытое акционерное общество "Теплоизоляция" (далее - ООО "Теплоизоляция", Общество) в лице конкурсного управляющего Никишкина В.А. обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - Управление, Казначейство), выразившихся в возврате письмом от 20.02.2008 N 03-04/71 без исполнения исполнительного листа N 033789, выданного Арбитражным судом Республики Мордовия по делу N А39-2234/2006.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Управление принять от Общества исполнительный лист и совершить действия по его исполнению.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Казначейство обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что суды неправомерно не применили статью 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 154, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н. По его мнению, принятие решения о возврате из бюджета излишне уплаченных (взысканных) налогов относится к компетенции налоговых органов, которые должны выдавать органам казначейства соответствующие заключения. Судебные решения не входят в перечень документов, на основании которых органы казначейства вправе произвести возврат из бюджета денежных средств.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, ООО "Теплоизоляция" представителя в суд не направило. В отзыве на кассационную жалобу Общество указало на законность судебных актов и просило оставить их без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.12.2008.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2006 по делу N А39-2234/2006 признаны полностью недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска о зачете от 26.02.2006 N 83; от 26.02.2006 N 276; от 26.02.2006 N 277; от 26.02.2006 N 278. Кроме того, суд удовлетворил также требование Общества о возврате ему из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в сумме 498 519 рублей
Указанное решение вступило в законную силу 15.12.2006. Обществу по делу N А39-2234/2006 30.08.2006 выдан исполнительный лист N 033789 следующего содержания: "Возвратить открытому акционерному обществу "Теплоизоляция", г. Саранск, Республика Мордовия, ОГРН 1021301117287, из федерального бюджета налог на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в сумме 498 519 рублей", с которым Общество 19.02.2008 обратилось в Управление с заявлением без номера и даты о принятии исполнительного документа к производству.
Письмом от 20.02.2008 N 03-04/71 Казначейство возвратило Обществу указанный исполнительный лист без исполнения. Со ссылкой на пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу рекомендовано для исполнения судебного акта обратится в Инспекцию.
Не согласившись с бездействием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пунктом 2 статьи 239, пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса, суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные Обществом требования обоснованными и возложили обязанность по возврату из бюджета налога на Управление федерального казначейства.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
Согласно пункту 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что Обществу на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2006 по делу N А39-2234/2006 выдан исполнительный лист N 033789 о возврате из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в сумме 498 519 руб. В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения Инспекцией указанного выше исполнительного листа: Обществу до настоящего времени сумма налога не возвращена.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что Общество правомерно направило исполнительный лист Арбитражного суда Республики Мордовия N 033789, выданный по делу N А39-2234/2006, на исполнение в Управление, а последнее не имело правовых оснований для возврата исполнительного листа N 033789 без исполнения.
Доводы Управления о невозможности исполнения исполнительного листа со ссылкой на пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняются как несостоятельные.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. К ним относятся: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Претензий Управления к комплектности и порядку оформления заявления от 19.02.2008 и приложенных к нему документов судами не установлено. Основание для возврата исполнительного документа без исполнения, приведенное в письме Казначейства, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней и штрафа при обращении налогоплательщика в налоговый орган.
Согласно данной статье сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
В рассматриваемом случае имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2006 по делу N А39-2234/2006 и на его основании выдан исполнительный лист N 033789, то есть оснований для обращения в налоговый орган для решения вопроса о возврате присужденной суммы не имеется.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Общества.
Таким образом, суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А39-1420/2008-77/1 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 декабря 2008 г. по делу N А39-1420/2008-77/1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника