Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 23 января 2009 г. N А29-7660/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2009.
Дата изготовления постановления в полном объеме 23.01.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2008, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008, принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу N А29-7660/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми от 17.09.2008 N 92 о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, административный орган) от 17.09.2008 N 92 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.10.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их, о чем принять новый судебный акт.
Административный орган считает, что суды неправильно применили статьи 2.1, 14.5 КоАП РФ, статью 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статью 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", статью 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", пункт 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
По мнению Инспекции, факт совершения ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" вменяемого ему состава административного правонарушения материалами дела подтвержден, вина Общества доказана; вывод судов о получении налоговым органом соответствующих доказательств с нарушением действующего законодательства необоснован, поскольку проверочная закупка Инспекцией не проводилась.
Подробно доводы административного органа изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Инспекции, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом. ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностные лица Инспекции 29.08.2007 провели проверку соблюдения ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем ему летнем кафе "Вита", расположенном по адресу: город Сыктывкар, улица Мира, дом 23, и установили факт неприменения контрольно-кассовой техники при продаже одной пачки вина красного столового "Виноградная долина", емкостью 1 литр, по цене 120 рублей (не пробит и не выдан покупателю контрольно-кассовый чек).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ, налоговый орган составил протокол от 05.09.2008 N 92.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель налогового органа вынес постановление от 17.09.2008 N 92 о назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" не согласилось с данным ненормативным актом налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование Общества, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 14.5, 26.2 КоАП РФ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 1 статьи 2, статьями 5, 7 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, статьей 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.09.2008 N 33125/08.
Суд исходил из того, что доказательства совершения Обществом вменяемого ему правонарушения получены Инспекцией с нарушением закона.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) указано, что контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в том числе, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки (статья 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, судами установлен и материалами дела подтвержден.
Вместе с тем суды установили, что объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения была выявлена должностными лицами Инспекции в результате проведения ими проверочной закупки, что следует из доказательств, представленных в материалы дела (в частности, акта проверки кафе от 29.08.2008 N 005722 (л.д. 83 - 86) и акта проверки выдачи чека от 29.08.2008 (л.д. 89, 90)).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.09.2008 N 3125/08 определил правовую позицию, в соответствии с которой доказательства, полученные должностными лицами налоговых органов при осуществлении ими контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в результате проведения проверочной закупки, не могут считаться законными, поскольку в силу положений статей 6, 7 и 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка является одним из оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, к которым налоговые органы не относятся.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 05.09.2008 N 92, постановление от 17.09.2008 N 92 о назначении Обществу наказания и иные доказательства (предусмотренные статьей 26.2 КоАП РФ), свидетельствующие о совершенном ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" административном правонарушении, получены Инспекцией с нарушением закона, в связи с чем они не могут быть использованы при решении вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов, в связи с чем судом округа признаются несостоятельными и на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался в силу части 5 статьи 30.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А29-7660/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Н.Ю. Башева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2009 г. по делу N А29-7660/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника