Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 февраля 2009 г. N А38-1119/2008-4-104
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей от заявителя: Хон И.А. (доверенность от 09.09.2008),
от заинтересованного лица: Федюк О.С. (доверенность от 10.02.2009 N 2175),
от третьего лица: Федюк О.С. (доверенность от 11.01.2009 N 2),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритус" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.09.2008, принятое судьей Толмачевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008, принятое судьями Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., Рубис Е.А., по делу N А38-1119/2008-4-104 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритус" о признании незаконным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле в предоставлении архивных справок, изложенного в письме от 18.06.2007 N 7428, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ритус" (далее - ООО "Ритус", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Йошкар-Оле (далее - Управление, пенсионный орган) в предоставлении архивных справок, изложенного в письме от 18.06.2007 N 7428.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.09.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; не применили подлежащие применению статьи 3, 13, пункты 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". По его мнению, ООО "Ритус" имеет право на получение запрашиваемых архивных сведений в отношении умерших лиц; данные сведения необходимы Обществу для законных целей, а именно реализации гарантии по увековечению памяти умерших участников Великой Отечественной войны; непредставление запрашиваемых сведений нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности; суды не указали мотивы, по которым они отклонили доводы Общества.
В судебном заседании представитель ООО "Ритус" подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл согласилось с позицией Управления.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ритус" обратилось в Управление с заявлением о выдаче справок на умерших Подоплелова Н.Н., Рузанова Д.О., Абдуллина М.А., подтверждающих их принадлежность к инвалидам Великой Отечественной войны. В письме от 18.06.2007 N 7428 Управление отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что эти сведения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" являются персональными данными. Отказ Управления Общество обжаловало в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, которое также отклонило изложенные в жалобе доводы, пояснив, что в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации не входит выдача архивных справок на умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны, подтверждающих их участие в боевых действиях и (или) получение ранения (увечья) в ходе Великой Отечественной войны. Кроме того, запрашиваемые сведения являются персональными данными и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" могут быть использованы только с согласия родственников погибших.
Не согласившись с отказом, изложенным в письме от 18.06.2007 N 7428, ООО "Ритус" обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51), Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 N 500 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что у Общества отсутствуют полномочия на получение запрашиваемых им сведений в отношении умерших граждан.
Апелляционный суд, руководствуясь пунктом 19 статьи 3, пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", статьей 4, пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрена оплата расходов на оформление документов, на изготовление и установку надгробия для умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
При этом оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер и правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие стоимость их изготовления.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользователем архивными документами признается лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ доступ к конфиденциальной информации ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.4 Перечня сведений конфиденциального характера в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.06.1999 N 82, сведения о пенсионерах носят конфиденциальный характер постоянно.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 152-ФЗ операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 152-ФЗ).
В пункте 3 статьи 14 Федерального закона N 152-ФЗ предусмотрено, что доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (пункт 7 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ).
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество (исполнитель) и граждане (заказчики), взявшие на себя обязанность по увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, заключили договоры, в соответствии с которыми исполнитель обязался изготовить из собственных материалов, доставить и установить, а заказчики принять надгробные памятники погибшим (умершим) военнослужащим и ветеранам войны. В соответствии с пунктом 2.1 договора от 21.05.2007 (л.д. 27) заказчик обязуется предоставить исполнителю необходимые документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки по возмещению расходов на изготовление надгробного памятника, которые являются обеспечением исполнения сделки. Пунктом 3.2 договора установлено, что заказчики, имеющие право на льготы, доверяют исполнителю оформление необходимых документов и право получения (истребования) от их имени возмещения от Министерства обороны Российской Федерации фактических затрат, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятников на месте погребения погибшего (умершего).
Таким образом, у Общества отсутствуют законные основания для получения информации об умерших Подоплелове Н.Н., Рузанове Д.О., Абдуллине М.А., подтверждающей их принадлежность к инвалидам Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ООО "Ритус".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.09.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 по делу N А38-1119/2008-4-104 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритус" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Ритус". Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2009 г. по делу N А38-1119/2008-4-104
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника