Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 4 марта 2009 г. N А28-8844/2008-328/14
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Масловой О.П., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008, принятое судьей Чернигиной Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008, принятое судьями Буториной Г.Г., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., по делу N А28-8844/2008-328/14 по заявлению Дряхлова Павла Ивановича о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову об отказе в государственной регистрации юридического лица и возложении обязанности осуществить данную регистрацию и установил:
Дряхлов Павел Иванович обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.08.2008 N 8254 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Комплект-Альянс" (далее - ООО "Комплект-Альянс"), созданного путем реорганизации в форме слияния, и обязании Инспекции осуществить данную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008 заявленное требование удовлетворено: решение Инспекции от 13.08.2008 N 8254 об отказе в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс", создаваемого путем реорганизации, признано недействительным. Суд обязал Инспекцию произвести регистрационные действия по заявлению о регистрации ООО "Комплект-Альянс" в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 14, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению Инспекции, она правомерно отказала в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс", созданного путем реорганизации в форме слияния, поскольку заявление о государственной регистрации названного лица содержит недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) ООО "Регионавтотранс", следовательно, такое заявление не может считаться представленным; передаточный акт не содержит информацию о передаваемой кредиторской задолженности ООО "Регионавтотранс", хотя, по сведениям налогового органа, такая задолженность имеется.
Дряхлов П.И. в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов Инспекции, просил оставить жалобу без удовлетворения; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.05.2008 участники ООО "Альянс", ООО "Вяткастройинвест", ООО "Заготовитель", ООО "Еврокомплект", ООО "Регионавтотранс" и ООО "Энергоснабкомплект" приняли решение о реорганизации названных юридических лиц в форме слияния и создании в результате реорганизации ООО "Комплект-Альянс"; подписали и утвердили договор слияния; утвердили устав созданного юридического лица и передаточные акты; генеральным директором ООО "Комплект-Альянс" избран Дряхлов П.И.
06.08.2008 Дряхлов П.И. направил в регистрирующий орган заявление по форме Р12001 о государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс" и документы, необходимые для государственной регистрации. 13.08.2008 Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс" в связи с тем, что приложение к заявлению по форме Р12001 содержит недостоверную информацию о месте нахождения (адресе) ООО "Регионавтотранс", а в представленном на государственную регистрацию ООО "Комплект-Альянс" передаточном акте не указана кредиторская задолженность ООО "Регионавтотранс". Дряхлов П.И. не согласился с принятым Инспекцией решением и обжаловал его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 5, 9, 14, 23, 25, 51 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии у Инспекции законных оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс", созданного путем реорганизации в форме слияния.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта и действий иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действия не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов; представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р12001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации". В соответствии с данным постановлением в листе "Г" заявления по форме Р12001 указываются сведения о реорганизуемых юридических лицах, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) реорганизуемого юридического лица.
Требования к оформлению передаточного акта установлены в статье 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (часть 1). Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (часть 2). Как видно из материалов дела и установили суды, в Инспекцию представлены все необходимые для государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс" документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ.
Основанием для отказа в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс" явился вывод Инспекции о недостоверности содержащихся в заявлении формы Р12001 сведений об адресе (месте нахождении) ООО "Регионавтотранс", сделанный на основании протокола осмотра помещений и территорий от 17.07.20080, согласно которому по указанному в заявлении адресу (г. Киров, ул. Щорса, д. 95) принадлежащие ООО "Регионавтотранс" помещения не выявлены; а также отсутствие в передаточном акте сведений о кредиторской задолженности ООО "Регионавтотранс".
Вместе с тем налоговым органам не предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов. Указание недостоверных сведений о реорганизуемых юридических лицах не может расцениваться как непредставление заявления на государственную регистрацию юридического лица, созданного путем реорганизации, и быть основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Суды также установили и материалами дела подтверждается, что в представленном в регистрирующий орган передаточном акте от 14.05.2008 указано, что ООО "Регионавтотранс" передает, а ООО "Комплект-Альянс" принимает активы и пассивы реорганизуемого общества, а также все права и обязанности в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе перед бюджетами различных уровней, включая обязательства, оспариваемые сторонами, независимо от того, были они отражены в передаточном акте или нет. Таким образом, данный передаточный акт соответствует требованиям статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка Инспекции на Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный документ носит рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Дряхловым П.И. требование, признав недействительным решение Инспекции от 13.08.2008 N 8254 об отказе в государственной регистрации ООО "Комплект-Альянс", созданного путем реорганизации в форме слияния.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 по делу N А28-8844/2008-328/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову - без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову из бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.12.2008 N 1825.
Справку на возврат государственной пошлины выдать. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган отказал в госрегистрации организации, созданной путем реорганизации в форме слияния, поскольку заявление о ее регистрации содержало недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) реорганизуемого юрлица. В таком случае, по мнению налогового органа, заявление не может считаться представленным.
Суд округа счел отказ неправомерным и пояснил следующее.
Налоговым органам не предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юрлица, и экспертизы представленных документов. Указание недостоверных сведений о реорганизуемых юрлицах не может расцениваться как непредставление заявления на госрегистрацию юрлица, созданного путем реорганизации, и быть основанием для отказа в его госрегистрации.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 марта 2009 г. по делу N А28-8844/2008-328/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника