Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 11 марта 2009 г. N А43-17425/2008-16-312
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Шишкиной Е.Н.
при участии представителей от заявителя: Крутских Н.В. (доверенность от 30.12.2008),
от заинтересованного лица - Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области: Радкевич И.П. (доверенность от 22.12.2008)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-17425/2008-16-312 Арбитражного суда Нижегородской области по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" о признании незаконными бездействия администрации Нижнего Новгорода и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и установил:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское пароходство" (далее - ОАО "Волга-флот", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 7400 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Сибирская, дом 11, а также о понуждении Министерства заключить договор купли-продажи названного земельного участка, установив выкупную цену в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции определением от 15.09.2008 по ходатайству заявителя привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Нижнего Новгорода (далее - Администрация), в связи с чем ОАО "Волга-флот" уточнило требования и просило признать незаконным бездействие Администрации по необеспечению изготовления проекта границ указанного земельного участка, подготовке проекта решения об утверждении проекта границ участка, осуществлению обследования участка и направлению Министерству данных документов в 20-дневный срок с момента поступления соответствующего обращения из Министерства. Одновременно Общество просило обязать Администрацию в течение 20 дней с момента вынесения решения суда совершить перечисленные действия; признать незаконным бездействие Министерства и обязать его принять решение по заявлению Общества о предоставлении на праве собственности истребуемого земельного участка, а в случае принятия такого решения в двухнедельный срок направить заявителю проект договора купли-продажи участка.
Требования основаны на статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ОАО "Волга-флот" является собственником объектов недвижимости, в связи с чем оно обратилось в Министерство с заявкой от 10.06.2008 о предоставлении в собственность земельного участка, занятого этими объектами недвижимости. Однако в установленный законом срок Администрация не изготовила и не утвердила проект границ земельного участка, не осуществила его обследование и не направила в Министерство соответствующие документы, а Министерство не приняло решение о предоставлении земли и не направило в адрес заявителя проект договора купли-продажи.
Сославшись на статьи 29, 34 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и постановление Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (далее - Постановление), Арбитражный суд Нижегородской области решением от 10.10.2008 удовлетворил заявление, поскольку Администрация не подготовила необходимую документацию на испрашиваемый земельный участок, а Министерство не приняло в установленный срок решение по результатам рассмотрения заявления Общества.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.12.2008 отменил решение от 10.10.2008 в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Министерства и понуждении его направить заявителю проект договора купли-продажи и вынес новое решение об отказе в удовлетворении данного требования; в остальной части оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел незаконного бездействия со стороны Министерства, поскольку совершение определенных действий данным лицом зависело от совершения действий Администрации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООА "Волга-Флот" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в части отказа в признании незаконным бездействия Министерства в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, вывод о том, что бездействие Министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка и ненаправлении заявителю договора купли-продажи, отсутствует, является необоснованным. Нормы земельного законодательства не устанавливают сроки рассмотрения органом местного самоуправления заявлений о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в данном случае подлежит применению Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий 30-дневный срок для рассмотрения заявлений. Министерство не приняло в установленный законом срок решение по результатам рассмотрения заявки Общества, а потому допустило незаконное бездействие. Невыполнение Администрацией работ, предшествующих процедуре рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, не может служить причиной для признания отсутствия факта бездействия Министерства, поскольку оно наделено функциями контроля за совершением Администрацией действий по выбору и формированию земельных участков в установленный срок.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании оценило судебный акт как законный и обоснованный и отклонило доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы и просил отменить оспариваемый судебный акт.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направила представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В кассационной инстанции заявитель не обжалует принятый судебный акт в части удовлетворенных требований, поэтому его законность в указанной части окружной суд не проверял.
Как установил суд и видно из документов, ОАО "Волга-флот" 10.07.2008 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 7400 квадратных метров, находящегося по адресу: Нижний Новгород, улица Сибирская, дом 11, на котором расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости.
Бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения по заявлению Общества в срок, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-3 "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В пункте 3 Порядка взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков предусмотрено, следующее:
- Министерство в пятидневный срок с момента получения заявления о предоставлении земельного участка осуществляет правовую экспертизу представленных заявки и пакета документов и направляет их в орган местного самоуправления (с приложением заявления и одного экземпляра пакета документов, представленных заявителем) для изготовления проекта границ и подготовки проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка, а также для осуществления обследования участка;
- орган местного самоуправления в течение 20 дней с момента поступления обращения от министерства либо от заявителя о необходимости изготовления проекта границ земельного участка обеспечивает изготовление проекта границ; подготавливает проект решения об утверждении проекта границ земельного участка; составляет акт обследования земельного участка. Проект решения об утверждении проекта границ земельного участка с прилагаемым к нему проектом границ земельного участка, а также акт обследования земельного участка направляются в министерство. В случае обращения заявителя в орган местного самоуправления за изготовлением проекта границ земельного участка проект решения об утверждении проекта границ земельного участка направляется в министерство на согласование с приложением копий документов, предусмотренных утвержденным Перечнем. Проект границ земельного участка подготавливается в соответствии с рекомендуемым регламентом подготовки проекта границ земельного участка, утвержденным министерством. Акт обследования должен содержать сведения, предусмотренные типовой формой, разработанной и утвержденной министерством, в том числе об ограничениях (обременениях) земельного участка, а также предложения органа местного самоуправления о возможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве. Указанные предложения носят рекомендательный характер;
- в семидневный срок со дня получения от органа местного самоуправления проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка министерство при отсутствии возражений к указанному документу согласовывает его; либо при наличии возражений министерство в указанный срок возвращает проект решения об утверждении проекта границ земельного участка в орган местного самоуправления для доработки. После согласования проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка орган местного самоуправления принимает его.
В рассматриваемом случае Министерство направило представленные Обществом документы в орган местного самоуправления для изготовления проекта границ испрашиваемого земельного участка, подготовки проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка, а также для осуществления обследования участка. Дальнейшее рассмотрение Министерством заявления ОАО "Волга-флот" невозможно без совершения Администрацией определенных процедур по предоставлению участка, однако Администрация не произвела данные действия.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно указала, что Министерство не допустило незаконного бездействия.
Одновременного наличия не соответствующего закону бездействия со стороны Министерства и нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности не усматривается, следовательно, правовых оснований для удовлетворения данных требований Общества у суда апелляционной инстанции не имелось, а потому судебный акт в данной части является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследованы в полном объеме и отклоняются судом кассационной инстанции в силу их несостоятельности.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А43-17425/2008-16-312 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Е.Н. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2009 г. по делу N А43-17425/2008-16-312
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника