Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 18 марта 2009 г. N А11-6604/2008-К2-19/246
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Шишкиной Е.Н.
при участии представителей от заявителей - местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие": Маранова Р.В. по доверенности от 17.03.2009, Федичкина А.В. (протокол от 05.01.2005 N 01), местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан-Баптистов г. Владимира: Маранова Р.В. по доверенности от 17.03.2009, Гончаренко Р.Г. (выписка из протокола от 30.11.2008 N 32)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителей - местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" и местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан-Баптистов г. Владимира на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008, принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Смирновой И.А., по делу N А11-6604/2008-К2-19/246 по заявлению местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" и местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан-Баптистов г. Владимира о признании незаконным решения администрации города Владимира об отказе в передаче бесплатно в собственность земельного участка, заинтересованное лицо - администрация города Владимира, третьи лица - Управление земельными ресурсами города Владимира, Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира, и установил:
местная религиозная организация Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" (далее - Христианская миссия) и местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан-Баптистов г. Владимира (далее - Церковь) обратились в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владимира (далее - Администрация) от 20.05.2008 об отказе в передаче бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:22:11040:29, расположенного по адресу: город Владимир, улица Гражданская, дом 1а.
Заявленное требование основано на пункте 3 статьи 28, пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) и мотивировано тем, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление земельными ресурсами города Владимира и Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира.
Решением от 29.10.2008 Арбитражного суда Владимирской области заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным решение Администрации, содержащееся в письме от 20.05.2008 N 01-01-08/3136 об отказе Христианской миссии и Церкви в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
Постановлением от 12.12.2008 Первого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено. Руководствуясь абзацами 1, 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5.2.51 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 N 443 (далее - Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации), и пунктом 6 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Приказ об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения), суд пришел к выводу о том, что к заявлению о приобретении прав на спорный земельный участок должен быть приложен кадастровый паспорт, а не кадастровый план земельного участка, в связи с чем признал отказ Администрации в передаче заявителям бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка ввиду непредставления необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством законным. Отсутствие совокупности двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица - является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с постановлением, Христианская миссия и Церковь обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить обжалуемый судебный акт в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не применил подлежавший применению пункт 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, хотя на момент обращения заявителей в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка (24.04.2008) положения пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имели большую юридическую силу, чем требования Приказа об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Более того, в силу пункта 2 статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровые планы, которые выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу данного закона, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В судебном заседании представители Христианской миссии и Церкви поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителей и просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Суд удовлетворил ходатайство Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку в судебное заседание обеспечили Христианская миссия и Церковь.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей заявителей, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов, распоряжением Администрации от 19.06.1997 N 788-р "О предоставлении земельного участка Христианской миссии "Благовестие" и Владимирской общине Евангельских христиан-Баптистов по адресу: улица Гражданская, дом 1а" Христианской миссии "Благовестие" и Владимирской общине Евангельских христиан-Баптистов (в настоящее время - Христианская миссия и Церковь) предоставлен в бессрочное пользование в равных долях земельный участок площадью 2674 квадратных метра с кадастровым номером 33:22:11:040:008/0, расположенный по адресу: город Владимир, улица Гражданская, дом 1а, для содержания духовного центра, что подтверждается свидетельствами на право пользования земельным участком от 08.01.1998 N 15100 и от 10.07.1997 N 15101.
Управление Федеральной регистрационной службы по Владимирской области зарегистрировало за Христианской миссией и Церковью право общей долевой собственности (по доли) на объект недвижимости - молитвенный дом центр "Благовестие", расположенный по упомянутому адресу (свидетельства о государственной регистрации права от 24.06.2005 N 063002 и от 20.10.2006 N 217169).
Христианская миссия и Церковь обратились с совместным заявлением от 24.04.2008 к главе Администрации о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого упомянутым объектом недвижимости. К заявлению приложены в том числе кадастровые планы земельного участка.
Письмом от 20.05.2008 N 01-01-08/3136 Администрация отказала заявителям в предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка, мотивировав отказ неразрешенностью в настоящее время вопросов транспортного обслуживания проектируемого административно-торгового центра по улице Студеная Гора (на месте бывшего магазина "Ларсен"), и несоответствием действующему законодательству, приложенному к заявлению комплекта документов.
Христианская миссия и Церковь обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что отказ в предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка является незаконным и нарушает их права и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно абзацам 1 и 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей на момент обращения Христианской миссии и Церкви с заявлением о предоставлении земельного участка) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В дальнейшем положения абзаца 1 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации были изменены Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ и вместо кадастровой карты (плана) заинтересованное лицо обязано представлять в уполномоченный орган кадастровый паспорт.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, а именно пункт 6 данного приказа указывает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)).
Закон о государственном кадастре недвижимости, устанавливающий обязанность заинтересованного лица предоставлять кадастровый паспорт на земельный участок, вступил в законную силу 01.03.2008. С заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка (с приложением кадастровых планов) Христианская миссия и Церковь обратились 24.04.2008, то есть после вступления в законную силу указанного закона, а потому суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о необходимости представления в уполномоченный орган именно кадастрового паспорта, а не кадастровой карты (плана).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ Администрации в передаче заявителям бесплатно в собственность земельного участка ввиду непредставления необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством, соответствует абзацам 1, 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Закону о государственном кадастре недвижимости и Приказу об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Ссылка заявителя на пункт 2 статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости несостоятельна в силу следующего.
В пункте 2 статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Следовательно, из содержания указанной нормы следует, что кадастровые планы признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, в случае если они выданы в установленном законом порядке до дня вступления в силу настоящего Закона в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела видно, что Христианская миссия и Церковь обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, а не в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем применение статьи 47 Закона о государственном кадастре недвижимости в настоящем случае невозможно.
Таким образом, совокупность двух условий: несоответствие решения муниципального органа закону или иному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов юридических лиц, необходимых для признания спорного решения незаконным - отсутствует, в связи с чем суд обоснованно отказал Христианской миссии и Церкви в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не установил.
В соответствии со статьей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008 по делу N А11-6604/2008-К2-19/246 оставить без изменения, кассационную жалобу местной религиозной организации Евангельских христиан "Христианская миссия "Благовестие" и местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан-Баптистов г. Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Е.Н. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2009 г. N А11-6604/2008-К2-19/246
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника