Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 23 марта 2009 г. N А43-28310/2008-9-273
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Рябцевой Е.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 2),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лысковский маслосырзавод" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2008, принятое судьей Сандовой Е.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008, принятое судьями Москвичевой Т.В., Рубис Е.А., Гущиной А.М., по делу N А43-28310/2008-9-273 по заявлению открытого акционерного общества "Лысковский маслосырзавод" о признании незаконным и об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Лысковский маслосырзавод" (далее - ОАО "Лысковский маслосырзавод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Отделение, административный орган) от 09.10.2008 N 01-18/319-Ш о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на статьи 2.9, 28.5 КоАП РФ, пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", заявитель жалобы считает, что его противоправные действия не представляли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Кроме того, заявитель полагает, что Отделением не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, так как протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного в статье 28.5 КоАП РФ срока.
Отделение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ОАО "Лысковский маслосырзавод", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделение в ходе проверки установило, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктов 8.1.1, 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, не представило в срок до 14.08.2008 список аффилированных лиц по состоянию на 30.06.2008.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол от 24.09.2008 об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Отделения принял постановление от 09.10.2008 N 01-18/319-Ш о назначении ОАО "Лысковский маслосырзавод" наказания в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктами 8.1.1, 8.1.2, 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, об отсутствии нарушений при привлечении нарушителя к административной ответственности и об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В части 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В силу части 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.
Пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение) установлено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать, помимо иной информации на рынке ценных бумаг, сведения о своих аффилированных лицах.
Согласно пункту 8.1.2 Положения обязанность по раскрытию информации в форме списка аффилированных лиц возникает для открытых акционерных обществ с даты государственной регистрации общества. В силу пункта 8.5.3 Положения открытые акционерные общества обязаны в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала представить в регистрирующий орган списки аффилированных лиц. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество в установленный законом срок, до 14.08.2008, не исполнило обязанность по представлению списка аффилированных лиц по состоянию на 30.06.2008, подлежащего обязательному раскрытию.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ОАО "Лысковский маслосырзавод" не приняты все зависящие от него меры для исполнения установленной обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих Обществу в соблюдении установленных законодательством требований, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили характер указанного правонарушения и обстоятельства его совершения, но не нашли оснований для признания его малозначительным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, во внимание не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на несоблюдение Отделением процедуры привлечения Общества к административной ответственности (нарушение срока составления протокола об административном правонарушении) отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем установленный в статье 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, судом не рассматривался, так в соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.11.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А43-28310/2008-9-273 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лысковский маслосырзавод" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2009 г. по делу N А43-28310/2008-9-273
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника