Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2009 г. N А38-1662/2008-12-63
Нижний Новгород |
|
26 марта 2009 г. |
Дело N А38-1662/2008-12-63 |
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2009 г. N А38-1662/2008-12-63
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 6720/09 настоящее постановление отменено
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2009 г. N 6720/09 настоящее постановление передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл и государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008, принятое судьей Вопиловским Ю.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008, принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А38-1662/2008-12-63
по заявлению государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
о признании недействительным представления
и установил:
государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд социального страхования, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление) о признании недействительным представления от 22.05.2008 N 25 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решением от 17.10.2008 заявленное требование удовлетворено частично: представление Территориального управления признано недействительным относительно выводов о нецелевом расходовании денежных средств в сумме 2 401 999 рублей 94 копеек. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 25.12.2008 данное решение оставлено без изменения.
Территориальное управление и Фонд социального страхования не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Территориальное управление оспаривает законность решения суда первой инстанции в части признания недействительным представления от 22.05.2008 N 25 относительно выводов о нецелевом расходовании Фондом средств социального страхования в общей сумме 2 401 999 рублей 94 копейки. На его взгляд, средства социального страхования в сумме 1 704 660 рублей 94 копеек израсходованы вопреки их целевому назначению, поскольку при приобретении на торгах путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря Фонд неправомерно оплатил расходы на питание сотрудников детских оздоровительных лагерей, включенные в стоимость путевки по инициативе победителя торгов; суд не рассмотрел вопрос об уполномоченном органе, который вправе устанавливать среднюю стоимость путевки, а вывод суда о недоказанности фактов завышения средней стоимости приобретенных путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не соответствует фактическим обстоятельствам, следовательно, средства социального страхования в сумме 697 339 рублей израсходованы не по целевому назначению.
Фонд считает, что суды обеих инстанций неправомерно отказали в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого представления в части выводов о нецелевом использовании средств социального страхования в сумме 89 197 рублей 50 копеек. По его мнению, страховщик правомерно приобрел для ООО "Объединение "Родина" и ЗАО "Марийское" путевки в загородные оздоровительные детские лагеря, ибо финансовое состояние названных организаций не позволяло им самостоятельно оплатить стоимость путевок; представление Территориального управления, вынесенное как окончательный документ по итогам проверки, является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы Фонда в сфере экономической деятельности.
Подробно позиции заявителей приведены в жалобах.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, Территориальное управление провело проверку финансово-хозяйственной деятельности Фонда за 2007 год, результаты которой оформило актом от 08.05.2008, и выявило финансовые нарушения, выразившиеся в излишнем расходовании средств обязательного социального страхования на общую сумму 2 492 197 рублей 44 копейки, в том числе:
- 89 197 рублей 50 копеек - в результате оплаты полной стоимости путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, приобретенных для ООО "Объединение "Родина" и ЗАО "Марийское", финансовое положение которых позволяло им самостоятельно оплатить стоимость путевок;
- 697 339 рублей - по причине оплаты путевок в детские загородные оздоровительные лагеря с превышением их средней стоимости, установленной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 20.04.2007 N 193-р;
- 1 704 660 рублей 94 копеек - в результате приобретения на торгах путевок в детские загородные оздоровительные лагеря с включением в их стоимость не предусмотренных законодательством расходов на питание сотрудников детских оздоровительных лагерей.
По итогам проверки руководитель Территориального управления вынес представление от 22.05.2008 N 25, которое Фонд социального страхования обжаловал в арбитражный суд.
Оценив по правилам статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их взаимосвязи и в совокупности и приняв во внимание тот факт, что в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации Территориальное управление не имеет возможности применить к Фонду иные меры финансового принуждения, кроме вынесения представления, суд первой инстанции счел необходимым рассмотреть спор по существу выявленных проверкой нарушений и расценил оспариваемое представление в качестве ненормативного правового акта; не усмотрел в действиях Фонда социального страхования нецелевого расходования средств социального страхования в сумме 2 401 999 рублей 94 копеек, в связи с чем признал представление в этой части недействительным. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Апелляционный суд, рассмотревший апелляционную жалобу Фонда, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт - это акт, носящий индивидуально-разовый характер, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 5.1.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение), территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием в том числе средств государственных внебюджетных фондов.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств государственных внебюджетных фондов; направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (подпункты 5.14.1 и 5.14.7 Положения).
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что по итогам проверки Территориальное управление вынесло в адрес Фонда социального страхования представление от 22.05.2008 N 25, в котором констатировало выявленные нарушения и предложило принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем, а также информировать о результатах рассмотрения представления.
Оспариваемое представление не содержит никаких властно-распорядительных предписаний или запретов и носит лишь информационный характер, то есть по своей сути не является ненормативным правовым актом.
Вывод суда первой инстанции о том, что представление содержит запрет на выделение ООО "Объединение "Родина" и ЗАО "Марийское" путевок за счет средств обязательного социального страхования, возмещение исполнителям в составе стоимости приобретаемых путевок расходов на питание сотрудников лагерей и расходов на путевки детям сотрудников лагерей, применение средней стоимости путевки, установленной протоколом от 04.10.2007 N 7/4 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл и Координационной комиссии по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи при Правительстве Республики Марий Эл, опровергается содержанием названного представления.
Целесообразность рассмотрения спора по существу выявленных проверкой нарушений (независимо от причин) не может быть использована в качестве критерия, позволяющего расценить представление Территориального управления, не содержащее властно-распорядительных предписаний или запретов, как ненормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 6 части 1), 288 (частью 3), 289 и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А38-1662/2008-12-63 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 19.02.2009 N 1305. Справку на возврат выдать.
Арбитражному суду Республики Марий Эл произвести поворот принятого решения в части возврата государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, а также с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Судьи |
О.П. Маслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл и государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2008, принятое судьей Вопиловским Ю.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008, принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., по делу N А38-1662/2008-12-63 по заявлению государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл о признании недействительным представления и установил:
...
Постановлением апелляционного суда от 25.12.2008 данное решение оставлено без изменения.
...
Оценив по правилам статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их взаимосвязи и в совокупности и приняв во внимание тот факт, что в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации Территориальное управление не имеет возможности применить к Фонду иные меры финансового принуждения, кроме вынесения представления, суд первой инстанции счел необходимым рассмотреть спор по существу выявленных проверкой нарушений и расценил оспариваемое представление в качестве ненормативного правового акта; не усмотрел в действиях Фонда социального страхования нецелевого расходования средств социального страхования в сумме 2 401 999 рублей 94 копеек, в связи с чем признал представление в этой части недействительным. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказал."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2009 г. по делу N А38-1662/2008-12-63
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 2009 г. N 6720/09 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1662/2008-12-63
22.09.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 6720/09
26.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-1662/2008-12-63
17.10.2008 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-1662/08