Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 8 апреля 2009 г. по делу N А29-1287/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008, принятое судьей Борлаковой Р.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009, принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., по делу N А29-1287/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Воргашорская" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о признании недействительным требования и установил:
открытое акционерное общество "Шахта Воргашорская" (далее - ОАО "Шахта Воргашорская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2008 N 70 об уплате 62 742 рублей 93 копеек пеней, начисленных Обществу за просрочку уплаты взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01 по 30.04.2005.
Решением суда от 15.10.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 12.01.2009 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", пункты 1, 3, 12 и 14 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года", не применили подлежащую применению статью 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не учли позиции Министерства финансов Республики Коми по вопросу реструктуризации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 29.02.2007 N 1973/08.
Налоговый орган указывает, что спорная сумма пеней, начисленная Обществу за период с 01.01 по 30.04.2005 и не включенная в решение о реструктуризации, после досрочного погашения реструктурированной задолженности должна быть взыскана с ОАО "Шахта Bоргашорская" в общем порядке.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе. Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года" Инспекция 28.11.2005 приняла решение N 6 о реструктуризации задолженности ОАО "Шахта Воргашорская" по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, включая взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 307 144 рублей.
В связи с тем, что Общество произвело досрочное погашение (в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) всей реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и пятнадцати процентов задолженности по пеням и штрафам, Инспекция приняла решение от 19.12.2007 о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
30.01.2008 Инспекция выставила Обществу требование N 70 об уплате 62 742 рублей 93 копеек пеней, начисленных на сумму реструктурированной задолженности за период с 01.01 по 30.04.2005. Общество не согласилось с требованием налогового органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", пунктами 1, 4 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о нарушении прав налогоплательщика при выставлении оспариваемого требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3, 5 статьи 75 Кодекса).
Согласно статье 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
В силу пункта 1 статьи 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму вышеуказанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 672) утвержден порядок и сроки проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций.
В пункте 4 данного постановления указано, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей и погашения 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение 5 лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации задолженности, а по оставшейся сумме начисленных пеней и штрафов - в размере 85 процентов - в течение двух последующих лет. Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
В пункте 12 названного постановления закреплено, что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности, налоговым органом производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности, по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом в течение семи дней с даты погашения необходимой для осуществления списания задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Следовательно, при выполнении организацией названных условий списанию подлежат все суммы пеней, начисленные на реструктурированную задолженность, независимо от сроков, за которые они начислены.
В рассматриваемом случае суды установили, что Общество произвело досрочное погашение всей реструктурируемой задолженности по обязательным платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся по состоянию на 01.07.2003, а также 15 процентов задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01.01.2005, в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности; спорная сумма пеней (62 742 рубля 93 копейки) начислена Инспекцией на задолженность Общества, включенную в решение о реструктуризации. Данные обстоятельства соответствуют материалам дела и налоговым органом не оспариваются.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Инспекция выставила требование от 30.01.2008 N 70 необоснованно. Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, как несостоятельные.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования ОАО "Шахта Воргашорская" и признали недействительным оспариваемое требование налогового органа.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 по делу N А29-1287/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 апреля 2009 г. по делу N А29-1287/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника