Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 23 апреля 2009 г. по делу N А11-11233/2008-К2-24/595
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2009.
Дата изготовления постановления в полном объеме 23.04.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Кузина А.В. (доверенность от 03.12.2008 N 10), Шнырева К.В. (доверенность от 03.12.2008 N 10),
от заинтересованного лица: Нестеровой О.А. (доверенность от 20.04.2009), Николаевой Н.И. (доверенность от 20.04.2009), Войнова В.А. (доверенность от 11.01.2009 N 03-14/00011)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Изолан" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2009, принятое судьей Андриановой Н.В., по делу N А11-11233/2008-К2-24/595 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Изолан" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области от 05.11.2008 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Изолан" (далее - ООО НПП "Изолан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 05.11.2008 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что решение суда первой инстанции противоречит действующему законодательству Российской Федерации, сложившейся арбитражной практике и нарушает право Общества на добровольную ликвидацию, предусмотренную в статье 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". По его мнению, Обществом соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица; представленный в Инспекцию ликвидационный баланс содержит достоверные сведения об отсутствии задолженности перед бюджетом по состоянию на 21.10.2008, так как в установленный двухмесячный срок Инспекция не направила ликвидационной комиссии требование о погашении задолженности перед бюджетом; Налоговый кодекс Российской Федерации не обязывает Инспекцию проводить проверку при ликвидации организации; Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязывает регистрирующий орган производить государственную регистрацию независимо от недостоверности представленных сведений.
Подробно доводы ООО НПП "Изолан" изложены в кассационной жалобе и его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, единственный участник ООО НПП "Изолан" 07.08.2008 принял решение о ликвидации юридического лица и направил в Инспекцию уведомление о принятии данного решения.
Сообщение о ликвидации Общества и предъявлении требований кредиторов (в течение двух месяцев со дня публикации сообщения) опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 20.08.2008 N 33.
В связи с ликвидацией Общества Инспекция в период со 02.09 по 27.10.2008 провела выездную налоговую проверку, по результатам которой составила акты от 09.10.2008 N 1 и от 28.10.2008 N 11.
ООО НПП "Изолан" обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 22.10.2008 (поступило в Инспекцию 28.10.2008) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и приложило к заявлению ликвидационный баланс по состоянию на 21.10.2008.
Инспекция решением от 05.11.2008 отказала в государственной регистрации ООО НПП "Изолан" при его ликвидации, указав, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, и поэтому считается непредставленным, так как в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность.
Общество не согласилось с принятым Инспекцией решением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 49, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о правомерности отказа Обществу в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу части 5 статьи 63 Кодекса ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В пункте 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные статьей 21 данного закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Как видно из материалов дела и установил суд, представленный 28.10.2008 в Инспекцию ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по налогам перед бюджетом.
Вместе с тем отсутствие у Общества кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи им заявления о ликвидации опровергается актами 09.10.2008 N 1 и от 28.10.2008 N 11, составленными по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой выявлена задолженность по налогам в сумме 45 511 061 рубля, которая образовалась в 2006 году, то есть до принятия Обществом решения о ликвидации.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным, поэтому Инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Довод Общества об установлении указанной задолженности по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку проверка Инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации Общества. В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Владимирской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2009 по делу N А11-11233/2008-К2-24/595 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Изолан" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Изолан".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Т.В. Шутикова
Т.В. Базилева
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2009 г. по делу N А11-11233/2008-К2-24/595
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника