Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 23 апреля 2009 г. по делу N А28-10975/2008-323/25
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Апряткиной Г.С., Кислицына Е.Г.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коршик" на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.02.2009, принятое судьей Малышевой М.В., по делу N А28-10975/2008-323/25 по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коршик" к муниципальному образованию "Оричевский район" о взыскании задолженности по оплате уставного фонда и установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коршик" (далее - МУП ЖКХ "Коршик", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к муниципальному образованию "Оричевский район" (далее - МО "Оричевский район") о взыскании 513 285 рублей задолженности по оплате уставного фонда.
Исковые требования основаны на статьях 12, 215, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьях 12, 13, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон) и мотивированы тем, что ответчик не передал имущество в уставный фонд МУП ЖКХ "Коршик".
Руководствуясь статьей 12 и пунктом 5 статьи 114 Кодекса, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о ненадлежащем способе защиты, избранном истцом, и решением от 19.02.2009 отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП ЖКХ "Коршик" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, обстоятельства дела, установленные судом, не соответствуют выводам, изложенным в решении суда.
МУП ЖКХ "Коршик" ходатайством просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
МО "Оричевский район", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании распоряжения администрации Кировской области от 07.08.1995 N 873 "О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность" и распоряжения администрации Оричевского района от 29.08.1995 N 731 "О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства" принято решение Комитета по управлению имуществом Оричевского района от 11.10.1995 N 3/1 о создании МУП ЖКХ "Коршик". Согласно данному акту Предприятие наделяется имуществом, последнему передаются на праве хозяйственного ведения по договору основные средства остаточной стоимостью 513 285 тысяч рублей.
В качестве юридического лица МУП ЖКХ "Коршик" зарегистрировано на основании решения главы администрации Оричевского района от 17.10.1995 N 864 (свидетельство о государственно регистрации от 17.10.1995 N 261). Учредителем Предприятия является Комитет по управлению имуществом Оричевского района Кировской области. Согласно новой редакции устава (пункт 1.5) учредителем МУП ЖКХ "Коршик" является МО "Оричевский район" в лице управления по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам Оричевского района.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
В пунктах 1 - 4 статьи 114 Кодекса (в редакции, действовавшей в период создания Предприятия) установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть сформирован.
Из приведенных норм следует, что учредитель (ответчик) был обязан сформировать уставный фонд Предприятия. Однако, как установил суд и подтверждается материалами дела, учредитель не исполнил обязанности по формированию уставного фонда. Документов, подтверждающих факт передачи истцу имущества в хозяйственное ведение (договора от 10.06.1998 N 34, акта приема-передачи имущества), сторонами в материалы дела не представлено.
Отсутствие факта оплаты уставного фонда МО "Оричевский район" послужило основанием для обращения МУП ЖКХ "Коршик" в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности по оплате уставного фонда.
Рассмотрев возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 114 Кодекса, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
Действий, направленных на уменьшение уставного фонда, собственник имущества не предпринимал.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса, и иными способами, предусмотренными законом. На основании изложенного следует, что законодательством не предусмотрена возможность понуждения к оплате уставного фонда, поэтому суд правомерно отказал МУП ЖКХ "Коршик" в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассатора рассмотрены и отклоняются, как юридически несостоятельные.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.02.2009 по делу N А28-10975/2008-323/25 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коршик" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коршик" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей. Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Е.Г. Кислицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2009 г. по делу N А28-10975/2008-323/25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника