Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 30 апреля 2009 г. по делу N А28-10505/2008-440/21
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. по делу N 8580/09 настоящее постановление оставлено без изменения
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2009 г. по делу N 8580/09 настоящее постановление передано для рассмотрения в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А., И.
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя: Розовой Е.В.(доверенность от 20.02.2008 N 88-5),
от заинтересованного лица: Поповой С.А. (доверенность от 11.01.2009 N 03/3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Нововятский механический завод" на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.12.2008, принятое судьей Кулдышевым О.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2009, принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., по делу N А28-10505/2008-440/21 по заявлению открытого акционерного общества "Нововятский механический завод" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову о признании незаконным решения налогового органа от 15.08.2008 N 09-22/11114 и установил:
открытое акционерное общество "Нововятский механический завод" (далее - ОАО "Нововятский механический завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.08.2008 N 09-22/11114 об отказе в возврате денежных средств в сумме 862 900 рублей.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 12.11.2008 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.01.2009 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.
Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 38 и 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
По его мнению, поступившие по условиям государственных контрактов денежные средства от Российской Федерации предназначены для определенных целей, указанных в этих контрактах, поэтому они будут считаться бюджетными до того момента, пока не будут достигнуты цели, определенные в контрактах.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ОАО "Нововятский механический завод" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 28.04 до 30.04.2009.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 788 "О мерах по реализации Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федеральным агентством по промышленности, выступающим в качестве государственного заказчика, заключены с ОАО "Нововятский механический завод" (исполнителем) государственные контракты от 27.03.2008 и от 01.02.2008 на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в 2008 году (том 1, листы дела 11-16, 21-25).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 "О мерах по реализации Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" следует читать: "N 778"
Согласно указанным государственным контрактам Федеральное агентство по промышленности выделило для ОАО "Нововятский механический завод" ассигнования на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке, которые на основании платежных поручений поступили на расчетный счет Общества 03.04.2008 и 23.05.2008.
Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области в рамках исполнительного производства, возбужденного 30.06.2004 на основании постановления руководителя Инспекции от 28.06.2004 N 111 о взыскании налогов, пени за счет имущества налогоплательщика, платежными ордерами от 04.04.2008 и от 26.05.2008 N 262 с расчетного счета Общества в ЗАО "Райффайзенбанк" (Волго - Вятский филиал в городе Кирове), произведено списание денежных средств в счет погашения недоимки по налогам и сборам, в том числе денежных средств, поступивших на расчетный счет ОАО "Нововятский механический завод" по государственным контрактам с Федеральным агентством по промышленности, на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в 2008 году.
Письмом от 04.07.2008 Общество обратилось в Инспекцию с требованием о возврате денежных средств в размере 862 900 рублей, списанных службой судебных приставов с расчетного счета в банке в счет погашения недоимки по налогам и сборам в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления и решения руководителя налогового органа о взыскании налогов и пени за счет иного имущества налогоплательщика (том 1, листы дела 30-32).
Решением от 15.08.2008 N 09-22/11114 руководитель Инспекции отказал Обществу в удовлетворении заявления о возврате списанных с расчетного счета в банке денежных средств в сумме 862 900 рублей.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 2 статьи 45, статьями 46, 47, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 13, 393, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что поступившие на расчетный счет ОАО "Нововятский механический завод" денежные средства от бюджетополучателя - Федерального агентства по промышленности, являются собственными средствами Общества, а не бюджетными. Суд пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет налоговым органам и службе судебных приставов по взысканию налогов с расчетного счета налогоплательщика за счет денежных средств, поступивших на его расчетный счет.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 45 Кодекса определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Кодекса).
В силу пункта 7 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса (пункт 1 статьи 47 Кодекса).
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пунктом 6 статьи 78 Кодекса установлено, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
На основании пункта 1 статьи 79 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Из перечисленных положений закона следует, что основанием для возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога либо излишне взысканного налога является факт излишней уплаты налога, факт излишнего взыскания налога, сбора, пеней и отсутствие задолженности по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.
Как следует из материалов дела, у ОАО "Нововятский механический завод" отсутствует сумма излишне уплаченного налога, сбора, пеней. Из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.08.2008, расшифровки задолженности по постановлению от 28.06.2004 N 111 о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества (налоги (сборы) - 193 077 525 рублей 80 копеек, пени - 39 975 291 рубль 57 копеек (всего 233 052 817 рублей 37 копеек), а также справки филиала ЗАО "Раффайзенбанк" от 20.08.2008 N 03-04 (том 1, лист дела 9) сумма картотеки N 2 на расчетном счете N 40502810700010000009 на 18.08.2008 составила в указанном банке 564 079 529 рублей 41 копейку.
Налогоплательщик не отрицает факт задолженности Общества по налогам (сборам) перед бюджетом. Действия Инспекции и службой судебных приставов по взысканию задолженности Обществом в судебном порядке не обжаловались.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что взыскание недоимки по налогам в рамках исполнительного производства службой судебных приставов по настоящему делу не может оцениваться как излишнее взыскание налогов, и соответственно, оснований, предусмотренных статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налогов, не имеется, а действия налогового органа и службы судебных приставов произведены в рамках предоставленных им законодательством прав и полномочий; действующим законодательством не предусмотрен запрет налоговым органам и службе судебных приставов по взысканию налогов с расчетного счета налогоплательщика за счет денежных средств, поступивших на его расчетный счет, в связи с чем правомерно отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа.
В кассационной жалобе Общество указывает, что в рассматриваемом случае им получены целевые бюджетные средства, в отношении которых службой судебных приставов не могли быть произведены меры по списанию их в счет задолженности по налогам (сборам).
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Учет операций по кассовым расходам федерального бюджета на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации осуществляется на лицевых счетах получателей средств федерального казначейства.
Частями 1-3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
К лицевым счетам получателей бюджетных средств, открытым в органах федерального казначейства предъявляются иные требования, чем к расчетным счетам налогоплательщиков, открытым в банках.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлены понятия, применяемые для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах.
В пункте 2 указанной статьи даны понятия "счета (счет)" - расчетные (текущие) счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и "лицевые счета"- счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из материалов дела следует, что лицевой или иной специальный счет ОАО "Нововятский механический завод" для получения денежных средств по государственным контрактам в органах Федерального казначейства не открывало, в контрактах указан также расчетный счет налогоплательщика для получения средств от Федерального агентства по промышленности.
Следовательно, поступившие на расчетный счет Общества денежные средства от бюджетополучателя - Федерального агентства по промышленности, являлись собственными средствами ОАО "Нововятский механический завод".
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.12.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2009 по делу N А28-10505/2008-440/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нововятский механический завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Нововятский механический завод".
Взыскать с открытого акционерного общества "Нововятский механический завод" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
А.И. Чиграков
Н.Ю. Башева
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. по делу N А28-10505/2008-440/21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника